| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

26 Марта 2020
В Новосибирске перед судом предстанут организаторы незаконного игорного бизнеса ->
26 Марта 2020
Лесосибирцам грозит крупный штраф за организацию казино в квартире ->
24 Марта 2020
Облсуд оставил в силе приговор организатору игорного бизнеса в Бердске ->
16 Марта 2020
В Таганроге задержали депутата Гордумы, обвиняемого в организации игорного бизнеса ->
12 Марта 2020
Организаторы и работники двух подпольных казино в Иркутске пойдут под суд ->
11 Марта 2020
В Орле разоблачили подпольное казино ->

Все новости

Вести со всего мира

19 Марта 2020
Реклама азартных игр в Google: комментарий эксперта ->
4 Февраля 2020
В Макао закрыли все казино из-за коронавируса ->
29 Января 2020
Китайский смертельный вирус ударил по «азиатскому Лас-Вегасу» ->
23 Января 2020
Власти Макао из-за коронавируса могут остановить работу всех казино ->
5 Января 2020
Игорная индустрия в 2019 году: итоги по регионам ->

Все новости

Новости АДИБ

19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->
2 Октября 2019
Сообщение о заседании Наблюдательного Совета АДИБ. ->
25 Мая 2018
Мост через Керченский пролив и строительство игорной зоны в Крыму: есть ли связь? ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

Новости стран СНГ | все материалы

Легализация игорного бизнеса: шаг вперед, два назад

Еще в сентябре прошлого года президент Зеленский поручил правительству полностью легализовать игорный бизнес до 1 декабря. Но, как и в случае с открытием рынка земли, процесс затянулся на неопределенное время. Сейчас законопроект готовят ко второму чтению, и в лучшем случае депутаты приступят к его рассмотрению в апреле. Но эксперты и игровые компании обеспокоены тем, что текущая его редакция не позволит запустить рынок и вывести бизнес из тени. Почему легализация игорного бизнеса в Украине затягивается, и о чем не могут договориться участники рынка — читайте далее.

Игорный бизнес в Украине существует подпольно и вопрос с его миграцией в правовое поле назрел давно. Как и любой другой политический и социально чувствительный вопрос, легализация игорного бизнеса сопровождается общественным резонансом и вмешательством разных интересов. Поэтому подготовка качественного законопроекта, который разработает понятные и устойчивые правила игры — задача не из легких. Во втором чтении депутатам нужно будет рассмотреть более 3,5 тысяч правок в законопроект о легализации. На профильной рабочей группе говорят, что произойдет это не раньше апреля.

По мнению эксперта налоговой группы РПР Михаила Соколова, главное в этом процессе — уменьшить негативное влияние игорного бизнеса на общество и создать устойчивую культурную среду для бизнеса. А затягивание легализации — ожидаемо, но не критично.

«Лучше больше времени потратить на подготовку и получить устойчивые правила игры, чем сделать быстро, наткнуться на очередной кризис и снова что-то переделать. Главное, чтобы он не затянулся до такого состояния, что вообще ничего не будет сделано», — считает эксперт.

Легализацию игорного бизнеса сравнивают с процессом запуска рынка земли: обе темы резонансны, чувствительны для общества и обрастают мифами и страхами наравне с правками в законопроектах. Тем не менее, по мнению Соколова, эти две темы некорректно сравнивать — у них разная «весовая категория» и заинтересованные группы.

Сколько теряет Украина на затягивании легализации

Несмотря на то, что легализация игорного бизнеса затягивается, депутаты уже прикинули, сколько она принесет государству. В бюджете на 2020 год парламентарии предусмотрели, что открытие рынка обогатит Украину на 3 миллиарда гривен. Но по мнению экспертов, во-первых, такая цифра не обоснована, а во-вторых, она может себя не оправдать, если рынок не запустят вовремя.

«Еще в 2018 году Антимонопольный комитет подсчитал, что оборот всего нелегального рынка азартных игр в Украине составляет 31 миллиард гривен», — говорит политолог Антон Кучухидзе. «Любой законопроект стратегического характера, как открытие рынка земли или легализация игорного бизнеса, должен сопровождаться расчетами», — отмечает эксперт.

Процесс провалился еще на этапе дискуссии, считает Кучухидзе. Для того, чтобы создать эффективный законопроект, обеспечивающий нормальное функционирование рынка, депутаты провели рабочие группы с представителями сектора. Но эти встречи оказались формальными и рекомендаций, которые высказывали эксперты, не учли.

«Мы получили огромнейшее количество законопроектов, но конкретных позиций, каким должен быть эффективный профессиональный рынок ни от Кабмина, ни от парламентского большинства не было», — рассказывает эксперт.

Монополия лотерей

Игорный бизнес запретили еще в 2009 году. Первая попытка его легализовать была в 2012 году. Тогда приняли закон о лотереях и выдали несколько лицензий на их проведение. Такая ситуация, по мнению Кучухидзе, создала возможность для появления неравных условий на рынке.

«Во всем мире, лотерея — это разновидность игорного бизнеса, а в Украине — монополист», — говорит он.

Поскольку остальные виды игорных заведений все равно существуют под лицензией лотереи, это, в первую очередь, нарушает права самих игроков. Заходя в такой игорный зал, они становятся соучастниками преступления. Особенно сегодня уязвимы люди, у которых есть игровая зависимость. Они вообще никак не защищены на законодательном уровне.

«Игроки могут попасть под криминальную ответственность, хотя если вывести игровой бизнес из тени, в том, чтобы зайти в игровое заведение, ничего криминального нет. Сейчас эти игорные залы вообще не контролируемая сфера», — отмечает Кучухидзе.

Ни работники игровых залов, ни их клиенты, ни операторы, никак не защищены. И игорные заведения часто становятся сценой для «показательных выступлений» силовиков, когда время от времени прикрывают одни заведения, но на их месте сразу появляются другие.

Такая ситуация устраивает, в первую очередь, тех, кто администрирует этот теневой рынок, считает Кучухидзе.

«Нормальные легальные бизнесы и западные компании, которые могли бы инвестировать в Украину, такая ситуация не устраивает. В 2012—2013 были попытки изучить этот рынок, но инвесторы поняли, что при таких условиях нереально работать. И всех удивляло, как один из видов азартных игр может быть монополистом на рынке», — рассказывает эксперт.

Камень преткновения — налогообложение

В нынешней редакции законопроекта о легализации игорного рынка деятельность операторов азартных игр будет облагаться 18% налога на прибыль и налогом на валовый доход. Но проблема в том, что никто этот налог платить не будет, потому что его невозможно посчитать, рассказывает эксперт аналитической группы «Левиафан» Николай Мельник.

«Это все коррупционная тема. Поскольку нет статистики и мониторинга доходов лотерей, непонятно, сколько на самом деле операторы будут получать и сколько должны отдать государству», — говорит эксперт.

В структуре налогообложения игорного бизнеса есть четыре ключевых критерия: стоимость лицензии, налог на валовый доход предприятия (далее GGR — Gross Gaming Revenue), налога на прибыль и налог на выигрыш.

В США налогообложение игорного бизнеса регулируется на уровне каждого отдельного штата. Например, в штате Невада, который известен многочисленными казино, лицензия обойдется меньше, чем в один миллион долларов, налог — GGR 6% и общий налог на прибыль — 15−20%.

В Европе условия для игорного бизнеса также варьируются и зависят от политики страны, но, в целом, условия для бизнеса благоприятные. В Хорватии лицензия на открытие казино стоит до миллиона долларов, налог на прибыль 20% и GGR 6%. В Венгрии нет необходимости получать лицензию для открытия казино, там ограничиваются требованиями к уставному капиталу. В Польше лицензия стоит 250 тысяч евро и есть 10% ставка на оборот. В Германии богатые регионы делают более высокие налоговые ставки, а земли победнее — ниже, чтобы привлечь капитал.

Выгодные условия для игорного бизнеса в Италии — там довольно дешевые лицензии, налог GGR до 10% и налог на прибыль —15−20%. По результатам 2018 года, игорный рынок Италии перечислил в бюджет страны 21 миллиард долларов. Антон Кучухидзе считает, что этот показатель осуществим и в Украине и страна сможет отказаться от кредитов МВФ.

Подобные налоговые условия благоприятны для развития бизнеса в странах где этот рынок сформировался, а Украине до этого далеко, считает Мельник.

«Если главная цель легализации игорного бизнеса -- это детенизация, значит мы не должны ставить высокие налоги. Невозможно одновременно решать фискальные задачи и задачи детенизации».

Для того, чтобы заставить рынок выйти из тени и привлечь международных игроков, Украине нужно создать благоприятный бизнес-климат с привлекательной фискальной политикой.

Сейчас условия налогообложения игорного бизнеса в Украине такие:

стоимость лицензии — до 22 млн долларов для букмекеров и казино;

налог на прибыль — 18%;

GGR — 10% для игровых залов; 18% для букмекеров и казино; и 28% для лотерей;

и налог на выигрыш — 18%.

Такая налоговая нагрузка — катастрофична для игорного бизнеса, утверждает Николай Мельник: «Когда рынок развивается, нужно делать низкие налоговые ставки чтобы бизнес вышел из тени и начал работать. Только потом можно начать пересматривать ставки».

Вместе с тем, для того, чтобы изымать GGR, государство должно проверять уровень этого дохода через систему мониторинга, которой пока не существует. Законопроекты Марусяка, Наталухи и Дубинского не учитывают этого, говорит Мельник. По мнению эксперта, система мониторинга заработает в лучшем случае через три года.

«Запустится через полтора года, еще столько же будут ее тестировать. Еще год понадобится, чтобы фискальные службы посмотрели статистику и увидели реальные цифры. А еще полгода надо будет разрабатывать изменения в налоговый кодекс и проводить диалог с операторами организаторами игорного бизнеса чтобы не повторялась ситуацию, которая есть сейчас: закон то принимают, но при той налоговой нагрузке люди не особо планируют выходить из тени»

Исходя из того, что мы не можем подсчитать валовый доход, то законопроект Дубнова соответствует ситуации, считает Мельник: «Это как „какая машина лучше?“ Однозначно Феррари. Но по бездорожью Сибири лучше проедет Range Rover. Законопроект Дубнова — это наш Range Rover».

В рабочей группе по подготовке законопроекта о легализации игорного бизнеса говорят, что окончательный вариант системы налогообложения игорного бизнеса пока не понятен — изменения должен утвердить профильный комитет, и депутаты должны за них проголосовать.

«Мы изучили опыт европейских стран и предлагаем оптимальный вариант, который подходит Украине. Лотереи в Украине легальные уже давно, бизнес работает, механизмы отлажены, для букмекеров и казино рынок только зарождается, нужно способствовать в развитии.

Налог на прибыль оставляем 18%. Налог на выигрыш мы хотим убрать вообще, потому что такого нет уже нигде в мире и это не на пользу игроков. Основной законопроект не учитывает многих моментов. Он несовершенен с точки зрения налогообложения бизнеса, не продумывает много нюансов и не является благоприятным для развития рынка", -- рассказал автор одного из законопроектов, взятых профильным комитетом в работу, Народный депутат Дмитрий Наталуха.

Олег Марусяк, автор принятого в первом чтении законопроекта о легализации игорного бизнеса 2285-д и базового, вносящего поправки в Налоговый кодекс (2713), в свою очередь, считает, что пока рано оценивать предложенную систему налогообложения отрасли. «Закон продвигается долго» — говорит депутат. Хотя и отмечает, что уже сегодня есть определенные изменения, которые депутаты признают резонными. Например, по словам Марусяка, стоимость лицензий может быть снижена.

Пока известно точно только то, что налог на выигрыш будет упразднен — такое предложение есть во всех редакциях законопроекта. Сделают ли законодатели шаг навстречу бизнеса и в отмене GGR, покажет время.

источник



Комментарии читателей

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU