| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Игорный бизнес, глазами юриста

Актуальность данной работы сложно переоценить, поскольку игорный бизнес на данный момент переживает период постоянного развития. Все игровое сообщество недавно перенесло состояние шока, вызванного действиями законодателя. Попытки урегулировать сферу игорного бизнеса, определить законодательные права и обязанности субъектов игорного бизнеса на данный момент закончились довольно печально с одной стороны – принятие главы 29 НК РФ, и многообещающе, с другой стороны, – непринятие Государственной Думой ФЗ «О деятельности игорных заведений (Об игорном бизнесе в Российской Федерации)» в третьем чтении. По сути, вышеперечисленные федеральные законы, за редким исключением , и составляют законодательную основу для регулирования игорного бизнеса. Именно основываясь на положениях данных законов мы и будем писать эту работу.

Говоря о статистических данных стоит отметить, что игровая индустрия переживает бум развития, связанный с взрывным увеличением игровых автоматов. Так, количество игровых автоматов в РФ с 1992 года по 2003 год увеличилось в пять тысяч раз. Уровень обслуживания игроков повышается с каждым днем. В некоторых игровых залах принимают даже оплату сотовых телефонов.

В условиях жесткой конкуренции и постоянного прессинга со стороны законодателя компаниям, занимающимся предпринимательской деятельностью в области игорного бизнеса, приходится вводить дополнительные услуги для «избалованных» игроков, производить и закупать игровые автоматы, отвечающие последнему слову научно технического прогресса, а также разрабатывать стратегию развития, позволяющую получать наибольшие доходы с наименьшими потерями и с наименьшими нарушениями предписаний законодателя.

Данная работа посвящена разработке стратегии дальнейшего развития компании, исходя из требований, установленных или пока не установленных, но содержащихся в федеральных законах, проектах федеральных законов и (или) других нормативно-правовых актах.

Для определения стратегии развития компании в свете изменения законодательства в области игорного бизнеса необходимо сначала провести анализ законодательства, регулирующего игорный бизнес. С этой целью мы остановимся на главе 29 НК РФ, которая вступила в действие с 1 января 2004 года и ФЗ «О деятельности игорных заведений (Об игорном бизнесе в Российской Федерации)», который так и не прошел третье чтение в Государственной Думе.

Анализ ФЗ не рассмотренного Государственной Думой в третьем чтении, на наш взгляд, необходим по следующим основаниям:

1. это первая попытка законодателя узаконить деятельность в области игорного бизнеса, поэтому необходимо наиболее полно представлять, что нового ожидает субъектов игорного бизнеса в будущем;

2. узаконивание игорного бизнеса вызвано объективными причинами, связанными с отсутствием законодательного регулирования, и соответственно правовым вакуумом, который рано или поздно заполниться.

3. заполнение правового вакуума не должно тормозить развитие игорного бизнеса, поскольку основная цель правового регулирования сводится или, по крайней мере, должна сводиться в конечном итоге, к урегулированию, упорядочиванию и развитию деятельности в сфере игорного бизнеса. Этой цели не достичь без детального осмысления законодателем сущности, «души» игорного бизнеса и помощь в это осмыслении должны оказать грамотные субъекты игорного бизнеса. Только при таком развитии любой Федеральный закон обретет самую важную свою черту – он будет живым!

1. Анализ законодательства.

1.1. Глава 29 Налогового кодекса РФ.

Глава 29 НК РФ была введена в действие на территории РФ с 1 января 2004 года. Данная глава расположена в Разделе IX НК РФ под названием «Региональные налоги и сборы». Соответственно, с 1 января 2004 года налог на игорный бизнес – региональный налог и уплачивается только в бюджет того субъекта федерации, на территории которого расположено игорное заведение. На основании Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ утрачивают силу ФЗ № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» и Инструкция Госналогслужбы РФ № 50 «О порядке уплаты в бюджет налога на игорный бизнес».

Нельзя не отметить уровень повышения налогов в сфере игорного бизнеса, которые увеличились более чем в десять раз за последние пять лет. Напрашивается вывод, что законодатель сам не знает, какие налоги нужны в сфере игорного бизнеса, причем экономических обоснований относительно увеличения налогового бремени по сей день нет. Игорный бизнес – отрасль, которая лидирует в повышении налогов. Глава 29 НК РФ по всем параметрам ужесточила налоговое бремя для субъектов игорного бизнеса. Помимо увеличения ставки налога, о которой мы напишем ниже, с 1 января 2004 года у субъектов игорного бизнеса нет никаких льгот по уменьшению налогооблагаемой базы. Если раньше на основании п. 4 ст. 5 ФЗ «О налоге на игорный бизнес» существовала возможность уменьшить налогооблагаеую базу на двадцать процентов в случае, если в игровом зале более сорока игровых автоматов, то теперь такой возможности нет.

Анализируя Главу 29 НК РФ нельзя не отметить огромное количество «ляпов» законодателя, к которым относятся:

1. В абзаце пятом ст. 364 НК РФ дано понятие азартной игры – это «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора)».

Данное понятие исключает ситуацию, когда соглашение о выигрыше заключается одним участником с организатором игорного заведения, поскольку вводит условие о том, что соглашение должно быть заключено как минимум двумя участниками. Толкуя буквально эту норму, можно сделать вывод, что понятие азартной игры не распространяется на предпринимательскую деятельность в сфере эксплуатации игровых автоматов, поскольку участник, играющий на игровом автомате, по сути, заключает соглашение о выигрыше с организатором игорного заведения в одном лице. Следовательно, Глава 29 НК РФ, основываясь на вышеуказанных выводах, не регулирует отношения между участником и игорным заведением, осуществляющим предпринимательскую деятельность в области эксплуатации игровых автоматов.

2. п.п. 2, 3 ст. 366 НК РФ закрепляют обязанности, в соответствии с которыми «налогоплательщик обязан поставить на учет (далее в настоящей главе - зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения».

Приведенную норму можно охарактеризовать, как самую противоречивую и неграмотную. Она вводит новые требования к регистрации игровых автоматов, как одного из объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, в соответствии с которыми все игровые автоматы необходимо регистрировать по месту регистрации организации. Однако порядок перерегистрации непонятен и существует насущная потребность в официальных разъяснениях, поскольку регистрация игровых автоматов, находящихся в другом субъекте федерации, чем непосредственно организация приведет к неуплате налога в том субъекте федерации, в котором находятся игровые автоматы, что, естественным образом, затруднит предпринимательскую деятельность.

3. В п. 7 ст. 366 НК РФ предусмотрены штрафные санкции за нарушение порядка регистрации игровых автоматов в 3-ехкратном размере ставки налога, а при повторном нарушении – 6-тикратном размере. Анализ Главы 16 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что п. 7 ст. 366 НК РФ противоречит Главе 16 НК РФ, поскольку данная глава устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

В статье 107 НК РФ содержится указание на то, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных Главой 16 НК РФ. Пункт 7 ст. 366 НК РФ противоречит ст. 107 НК РФ, соответственно для нас это мертвая норма, поскольку все противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщиков. Максимальный размер налоговой санкции, предусмотренный ст. 122 НК РФ, составляет 40% от неуплаченной суммы налога при неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно. А подлежащие принудительному взысканию суммы штрафов в соответствии со ст. 366 НК РФ в совокупности могут многократно превышать размер налоговой обязанности, что может и должно стать причиной судебных разбирательств.

4. Ст. 370 НК РФ содержит правила об исчислении налога на игорный бизнес: Характеризуя эту норму мы пришли к выводу, что большую абсурдность законодателя встретить очень сложно на практике.

«3. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения».

Логически размышляя, приходишь к выводу, что половина налога уплачивается только относительно того игрового автомата (игровых автоматов), которые ставились на налоговый учет до 15 числа месяца или снимались с налогового учета после 15 числа месяца. Но если толковать буквально, то получается, что в случае установки игрового автомата после 15-го числа текущего месяца налогоплательщик платит налог в два раза меньше, чем тот, который должен был бы платить, если бы не установил новый игровой автомат! Подобная ситуация имеет место и в случае выбытия игрового автомата до 15 числа текущего месяца.

Продолжая анализ Главы 29 НК РФ, следует отметить, что извлечение доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Также необходимо остановиться на следующих моментах:

1. 1. В статье 364 НК РФ содержатся понятия и определения, используемые в Главе в 29 НК РФ. Проводя сравнительный анализ с понятиями, используемыми в Федеральном законе «О налоге на игорный бизнес», который утратил силу с введением в действие Главы 29 НК РФ, мы сделали следующие выводы:

1) Появились новые понятия – «организатор игорного заведения», «организатор тотализатора», «игровое поле», «участник» - причем законодателя нельзя не упрекнуть в том, что даже при детальном анализе нельзя однозначно понять, например, что такое «игровое поле»;

2) Понятие «игровой автомат» претерпело существенное изменение: если до 1 января 2004 года игровым автоматом признавалось оборудование с денежным выигрышем, то после 1 января 2004 года – игровой автомат – это оборудование с любым видом выигрыша. Таким образом, под налог на игорный бизнес стали подпадать детские игровые автоматы с вещевыми выигрышами.

2. 2. Объектами налогообложения в соответствии со ст. 366 НК РФ признаются:

o игровой стол;

o игровой автомат;

o касса тотализатора;

o касса букмекерской конторы;

3. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов налогообложения).

4. Статья 367 НК РФ дает понятие налоговой базы – общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Анализируя ситуацию вокруг этой нормы отмечаем, что Приказом МНС России от 08 января 2004 года № ВГ-3-22/5 вводится новая форма заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в которой необходимо указывать заводские номера и заводы изготовителя игровых автоматов. В данном случае налоговая инспекция выходит за рамки своих полномочий и вводит требования отличные от требований, предъявляемых НК РФ, что также можно оспорить в суде.

5. Налоговый период приравнивается к одному месяцу.

6. Статья 369 НК РФ устанавливает налоговые ставки в следующих пределах: - за один игровой автомат – от 1 500 рублей (в 2002 г. – 750 рублей) до 7 500 рублей (в 2002 г. – 3 750 рублей). Стоит отметить, что в случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, ставки налогов за один игровой автомат приравниваются к 1 500 рублей.

7. Порядок уплаты налога обособленными подразделениями организаций не предусмотрен Главой 29 НК РФ, однако данный порядок регулирует статья 19 НК РФ, в которой закреплено правило о том, что «филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений», т.е. по фактическому месту осуществления предпринимательской деятельности. Но на практике эта норма не применяется и все налоги обособленных подразделений платят зачастую организации в свои налоговые инспекции по месту регистрации. В общем, на данный момент времени мнения юристов по данному вопросу разделились, а все неточности и неясности законодательства, как известно, толкуются в пользу налогоплательщика.

8. На практике очень часто возникает вопрос: с какого момента необходимо уплачивать налог на игорный бизнес? Основываясь на судебной практике можно сделать вывод, что уплачивать налог на игорный бизнес нужно не с момента регистрации его в налоговой инспекции, а с момента начала осуществления предпринимательской деятельности, что закон связывает с получением лицензии .

9. Для бухгалтеров игорных заведений следует учитывать изменения, которые ввелись Приказом МНС от 26 декабря 2003 года № БГ-3-22/719. Изменения касаются налоговой декларации по налогу на игорный бизнес. С января 2004 года вводится новая форма декларации по налогу на игорный бизнес. Следует детально изучить методические рекомендации по заполнению декларации, поскольку знание этих рекомендаций позволит избежать возможных неприятностей с налоговыми органами.

Говоря о налоге на игорный бизнес, следует подчеркнуть тот факт, что данный налог является разновидностью налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Соответственно налоговый кодекс помимо Главы 29 НК РФ предусматривает некоторые особенности налогообложения игорного бизнеса:

1. В соответствии с п.п. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (Освобождается от налогообложения) на территории РФ организация основанных на риске игр (в том числе и с использованием игровых автоматов). Однако п. 6 ст. 149 НК РФ содержит ограничение – освобождение от НДС происходит только при наличии лицензии на занятие игорным бизнесом. С другой стороны игорный бизнес (ст. 364 НК РФ) – это предпринимательская деятельность, не связанная с реализацией продукции (работ, услуг), а объект НДС (ст. 146 НК РФ) – реализация продукции, работ, услуг. Соответственно объект НДС не распространяется на игорный бизнес.

2. В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

3. Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (п.п. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Итак, подводя итог вышеприведенного анализа Главы 29 НК РФ и некоторых положений НК РФ можно остановиться на следующих выводах:

1. Глава 29 НК РФ вступила в действие со всеми своими недоработками и неточностями и, как сказал, Динес Игорь Юрьевич на конференции, посвященной проблемам игорного бизнеса, должна проработать 5-7 лет.

2. Относительно противоречий, выявленных в результате анализа Главы 29 НК РФ, покажет только судебная практика, которая будет складываться по мере применения организациями положений Главы 29 НК РФ. Также не стоит исключать тот факт, что законодатель будет вносить изменения в вышеупомянутую главу.

Из неофициальных источников есть информация о том, что на данный момент разрабатываются поправки к Главе 29 НК РФ, которые должны вступить в действие в марте 2004 года. Насколько эти сведения достоверны покажет время, а сейчас приходиться работать с тем законодательством, которое, к сожалению, действует.

1.2. Проект Федерального закона «О деятельности игорных заведений (Об игорном бизнесе в РФ)».

Проект Федерального закона «О деятельности игорных заведений (Об игорном бизнесе в РФ)» (далее по тексту – Закон) разрабатывался с основной целью, по словам Динеса И. Ю., - упорядочить механизм лицензирования. В дальнейшем предполагается передать полномочия по лицензированию игорной деятельности из центра к местным органам власти. Следует отметить, что поставленной основной цели – законодатель не добился.

По словам, Динеса Игоря Юрьевича, Закон обсуждался восемнадцать месяцев и должен быть рассмотрен в новом составе Государственной Думы предположительно в октябре 2004 года. Остается только надеяться, что Закон примут не в том убийственном для игрового сообщества виде, в котором он предстал перед нами после второго чтения. В этой работе мы будет анализировать тот текст Закона, который можно риторически назвать проект тер акта!

Анализируя понятия, указанные в ст. 3 Закона, мы приходим к выводу, что законодатель не очень хорошо представляет, что такое игорный бизнес. Определяя понятие «азартной игры» законодатель указывает на, что это соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой, либо с игорным заведением, вычеркивая тем самым из сферы регулирования Закона отношения между участником и игорным заведением (аналогичный казус мы встретили, когда анализировали Главу 29 НК РФ).

Стоит отметить законодательное определение понятия «выигрыша», как экономической выгоды в виде денег или иного имущества, в том числе имущественных прав, определяемой участником как положительная разница между сумами средств уплаченных и полученных в азартной игре или пари. Безусловно, это хороший знак, но применительно к игорному бизнесу, основанному на эксплуатации игровых аппаратов бесполезный, поскольку определить сколько игрок вложил денег в игровой аппарат невозможно, соответственно невозможно определить выиграл или проиграл игрок, даже в том случае, если он, в конечном итоге, получает какую-то денежную сумму в кассе зала игровых автоматов. В статье 6 Закона указываются общие положения о лицензировании. Деятельность по организации и проведению азартных игр и пари подлежит обязательному лицензированию, причем лицензия выдается на каждый вид деятельности. То есть организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области эксплуатации игровых аппаратов должны получить лицензию именно на деятельность залов игровых автоматов по организации и проведению азартных игр и пари. Причем в Законе предусматривается два вида лицензии:

1. Региональная – выданная уполномоченным органом исполнительной власти, определенным правовым актом соответствующего субъекта федерации и действующая на территории данного субъекта РФ по указанному в лицензии адресу.

2. Федеральная – выданная уполномоченным Правительство РФ органом исполнительной власти и действующая на всей территории РФ. Данный вид лицензии выдается при соблюдении следующих условий:

o игорное заведение должно осуществлять непрерывную безубыточную деятельность на протяжении трех лет на основании региональных лицензий;

o региональных лицензий должно быть не менее трех;

o данное требование не распространяется на лицензии, которые уже имеют игорные заведения и которые нужно будет переоформить;

В Законе вводятся ограничения по количеству лицензий в одном субъекте РФ. В п. 11. ст. 6 Закона написано, что количество региональных лицензий не должно превышать трех лицензий на каждые сто тысяч человек. Данное требование не распространяется на федеральные лицензии, т.е. количество федеральных лицензий может быть более трех на каждые сто тысяч.

Срок действия лицензии равен пяти годам. За тридцать дней до окончания срока действия лицензии, при желании ее продлить, необходимо подавать в лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в статье 11 устанавливает обязанность для организации, являющейся держателем лицензии, в случаях изменения наименования, места нахождения и в иных случаях, предусмотренных законодательством не позднее тридцати дней после наступления данных обстоятельств подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление производится в течение десяти дней. Однако порядок переоформления должен быть установлен в Постановлении Правительства РФ, которого еще нет, поэтому пока эта процедура покрытая мраком.

Следует отметить, что, несмотря на обязанности, указанные выше, законодатель не предусматривает никакой ответственности, кроме отзыва лицензии в случае, если игорное заведение в течение шести месяцев с момента получения лицензии не приступило к осуществлению лицензируемой деятельности. Говоря о лицензировании, нам представляется, что нужно отметить ответственность за деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без лицензии. В законодательстве РФ предусматривается несколько видов ответственности: уголовная и административная. К уголовной ответственности относиться состав преступления, определенный в статье 171 УК РФ – «незаконное предпринимательство», где в виде санкции предусматривается штраф до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц организации. Санкция, которая может быть наложена на генерального директора и (или) главного бухгалтера колеблется в промежутке от двух до трех тысяч рублей.

Анализ статьи 6 Закона на предмет осуществления предпринимательской деятельности в области эксплуатации игровых автоматов не будет полным, если не отметить требование законодателя об обязанности уведомить лицензирующий орган о каждом новом адресе, по которому осуществляется деятельность по проведению азартных игр и пари. Данное требование распространяется на держателей федеральных лицензий.

Для предоставления лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган необходимый комплект документов. Данный комплект документов не сильно отличается от уже установленного в Постановлении Правительства РФ № 525 от 15 июля 2002 года «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений». Особо следует отметить пункт о «собственных активах» и «балансах» соискателя лицензии.

Под собственными активами игорного заведения, следуя тексту Закона, понимается совокупность недвижимого имущества и игорного оборудования, принадлежащих игорному заведению на праве собственности без учета кредиторской задолженности. Предоставляя пакет документов в лицензирующий орган, необходимо предоставить справку о собственных активах соискателя лицензии с приложением копий документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество и заключение независимого оценщика.

Копии балансов игорного заведения с приложениями с отметкой налогового органа об их принятии за последние три года деятельности, подтвержденных заключением независимого оценщика представляются в лицензионный орган с основной целью – подтвердить, что деятельность велась безубыточная. Эти нововведения законодателя, безусловно, направлены на ограничение конкуренции в области игорного бизнеса и вытеснения с рынка «неокрепших» организаций. Доказательством этого утверждения служат, во-первых, лицензионные сборы, установленные в ст. 8 Закона, а, во-вторых, лицензионные требования к залам игровых автоматов, установленные в ст. 16 Закона. Итак, по - порядку: Лицензионные сборы за предоставление федеральной лицензии на осуществление деятельности залов игровых автоматов – 30 000, 000 (Тридцать миллионов) рублей, а за региональную лицензию – 2 000,000 (Два миллиона) рублей. В качестве общего комментария, можно заметить, что сбор увеличился не в десятки, а в тысячи раз. С одной стороны, это благоприятно может сказаться на фильтрацию держателей лицензий, поскольку, с объективной стороны, понятно, что низкий сбор за лицензию на игорный бизнес влечет возможность ее получить всем кто изъявит желание, среди которых многие злоупотребляют предоставленными им правами и компроминтируют добросовестное игровое сообщество . Однако, с другой стороны, слишком высокий сбор может привести к тому, что держателями лицензий станут считанные компании, которые полностью монополизируют, и без того достаточно монополизированный, игорный рынок.

Самая «убийственная», на наш взгляд, норма касается собственных активов залов игровых автоматов, которая содержит следующие требования:

1. собственные активы зала игровых автоматов, осуществляющего работу на основе региональной лицензии, не могут быть менее 50 000,000 (Пятьдесят миллионов) рублей;

2. собственные активы зала игровых автоматов в городах федерального значения, осуществляющие деятельность на основе региональной лицензии, не могут быть менее 100 000,000 (Ста миллионов) рублей.

3. собственные активы зала (залов) игровых автоматов, осуществляющего работу на основе федеральной лицензии, не могут менее 600 000,000 (Шестьсот миллионов) рублей. Обращаем внимание на то, что требование относительно собственных активов касаются не зала игровых автоматов, как предыдущие, а всех имеющихся залов игровых автоматов.

Нельзя не отметить требование законодателя о минимальном количестве игровых автоматов в каждом зале игровых автоматов - не менее двадцати игровых автоматов. Также необходимо наличие санузла и бара (абзац 7 ст. 11 Закона). Минимальное количество игровых автоматов и требование о санузле и баре не распространяются на залы игровых автоматов, которые осуществляют свою деятельность на основании федеральной лицензии.

Комментируя эти положения Закона, нам, прежде всего, хочется остановиться на определении их степени законности. Вывод напрашивается сам собой – вызывают большие сомнения конституционность фискальных мер, указанных в ст. 16 Закона.

В соответствии с п. 3 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Не сложно представить, что мало организаций могут позволить поднять собственные активы зала игровых автоматов до пятидесяти миллионов рублей, что, естественным образом, приводит к монополизации и ограничению конкуренции. Однако, есть контраргумент, пролонгированный в п. 3 ст. 55 Конституцией РФ, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина, и собственно организации могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой такие ограничения необходимы в целях защиты нравственности и здоровья других лиц.

Эти два конституционных принципа взаимоисключают друг друга применительно к игорному бизнесу. Мы можем привести свои достаточно квалифицированные аргументы, но они будут иметь публицистический характер. Разрешить возникшие противоречия сможет только Конституционный суд РФ.

Тарас Боглюков, юрист, Г.Санкт-Петербург



Комментарии читателей

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU