Глобальная перестройка, или Эра запретов
В отрасли азартных игр Казахстана грядут глобальные перемены. Об этом свидетельствует концепция законопроекта, обнародованная в июле текущего года. Исходя из текста документа в республике намерены развивать и масштабировать игорные зоны и серьезно переформатировать работу букмекерских контор и залов игровых автоматов. Пока документ опубликован в формате концепции, однако вероятность его принятия достаточно высока в связи с тем, что совершенствование регулирующего законодательства в этой сфере азартных игр было инициировано премьер-министром республики. Что предлагают казахские законодатели и с какими сложностями могут столкнуться организаторы азартных игр — в обзоре Betting Business Russia.
В начале этого месяца в открытом доступе появилась концепция проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» (далее — Концепция), которой предлагается масштабное реформирование игорного бизнеса на территории страны.
Основанием разработки законопроекта является поручение премьер-министра Республики Казахстан № 20-46/1263 от 5 мая 2017 года и помощника президента Республики Казахстан — секретаря Совета Безопасности от 31 марта 2017 года № 17-52-14.30-4, в соответствии с которым необходимо совершенствование действующего законодательства в сфере игорного бизнеса с учетом имеющейся практики в целях продолжения работы по выявлению и пресечению деятельности незаконно функционирующих игорных заведений.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений во все направления игорной отрасли. В большей мере реформирование затрагивает букмекеров. В частности, предлагается ввести обязательные отчисления в поддержку спорта, изменить процедуру переоформления лицензий, создать центры учета ставок, запретить заключение пари за пределами игорных зон, а также прием ставок на события, определяемые посредством механического и электрического оборудования.
Согласно данным, указанным в Концепции, по состоянию на июнь 2017 года в Республике Казахстан действует 161 лицензия в сфере игорного бизнеса, их них: казино — 19, залов игровых автоматов — 17, букмекерских контор — 103, тотализаторов — 22.
Все — в игорные зоны
Законопроектом предусматривается включение в перечень разрешенных мест размещения казино и залов игровых автоматов территории Международного туристского центра «Акбулак» в Алатауском сельском округе Талгарского района Алматинской области.
Раздел законопроекта, которым предусмотрено расширение границ игорной зоны, разрабатывается в целях реализации 57-го шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева».
Согласно обоснованиям разработчиков, игорная зона позволит развить новый туристический кластер международного уровня в алматинской агломерации, а также увеличить поступления в бюджет и привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.
Также в законе Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» предлагается закрепить норму, предусматривающую размещение залов игровых автоматов исключительно в казино.
Разработчики законопроекта заявляют, что игры на игровых автоматах относятся к наиболее социально опасным видам игорной деятельности. В настоящее время формальные квалификационные требования позволяют открывать залы игровых автоматов в любом помещении, зачастую это бывшие здания технического назначения (СТО, склады).
Действующая редакция закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» допускает размещение залов игровых автоматов в здании (части здания, строения, сооружения) на праве собственности или ином законном основании.
Отсутствие определенных требований к игрокам, как в казино, привело к тому, что посетителями залов игровых автоматов преимущественно являются местные жители с небольшими доходами, именно поэтому разработчики законопроекта предлагают запретить игры на игровых автоматах за пределами игорных зон.
Удар по букмекерам
Наиболее ощутимые изменения ждут букмекеров Казахстана в случае принятия данного закона. «Запрет азартных игр вне территорий специальных игорных зон привел к появлению подпольных игорных заведений, а также перепрофилированию в иные формы игр с элементами азарта (лотереи, букмекерские конторы, тотализаторы, покерные клубы, и др.), — говорится в тексте Концепции законопроекта. — И если впоследствии покерные клубы вне игорных зон были признаны нелегитимными, а лотерейный рынок был упорядочен с введением в действие отраслевого закона, то деятельность букмекерских контор и тотализаторов в стране достигла угрожающих масштабов».
По состоянию на июнь 2017 года в Казахстане выдано 125 лицензий на осуществление деятельности букмекерских контор и тотализаторов. На всей территории республики действует более 1020 касс букмекерских контор и 63 кассы тотализаторов, посредством которых принимаются ставки на пари.
Как отмечается в Концепции, отсутствие должного контроля со стороны лицензиатов в отношении своих подразделений (касс), а также невыполнение элементарных требований по обеспечению безопасности несет угрозу жизни граждан, а также повышает криминогенную обстановку в данной сфере.
В связи с этим с букмекерами планируют поступить так же, как и с залами игровых автоматов. Предлагается перенести деятельность букмекерских контор и тотализаторов в игорные зоны (на побережье Капшагайского водохранилища Алматинской области и в Щучинский район Акмолинской области), а также возвратиться к первоначальной редакции определения понятия «касса тотализатора или букмекерской конторы».
Ранее под такими кассами понималось именно место в самом игорном заведении, а не любое место за его пределами. Изменение редакции данного определения в 2009 году привело к увеличению количества касс букмекерских контор и тотализаторов в городах Казахстана.
Нет алкоголю и зарубежным БК
Кроме переноса БК в игорные зоны документом предлагается запретить совмещение деятельности букмекерской конторы или тотализатора с реализацией алкогольной продукции, а также с сопутствующими видами деятельности (ночной клуб, ресторан, бар, кафе и др.).
Наряду с этим в Концепции прописана норма, которой устанавливается запрет на рекламу иностранных букмекерских контор на интернет-ресурсах компаний-резидентов Республики Казахстан, а также административная ответственность за ее несоблюдение.
Еще одна норма, направленная на борьбу с зарубежными БК, предусматривает административную ответственность для платежной системы в случае выявления факта сотрудничества с букмекерскими конторами-нерезидентами Республики Казахстан.
Ничего, кроме спорта
Законопроектом предлагается закрепить норму, позволяющую производить ставки исключительно на спортивные события.
По информации Ассоциации букмекеров Казахстана, ставки на спортивные события составляют более 80% от иных событий (прогноз погоды, результаты выборов, культурные события и т.д.).
А для тотализаторов предлагают ввести норму, позволяющую производить ставки исключительно на конные скачки на ипподромах на территории Республики Казахстан. В настоящее время такой ипподром строится в Капшагае.
Вместе с этим предлагается предусмотреть в законе Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» норму, исключающую возможность ставок на события, определяемые посредством оборудования (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование).
В вопросе финансирования спорта с привлечением букмекеров Казахстан может последовать российскому примеру — предлагается предусмотреть обязательные отчисления в сфере игорного бизнеса для дополнительного, внебюджетного финансирования развития спорта. Однако здесь развитие спорта будут финансировать не только букмекеры, но и казино. Так, на организаторов игорного бизнеса, осуществляющих деятельность казино или зала игровых автоматов, могут возложить обязанность ежегодно направлять на развитие спорта 5% от чистого дохода. Букмекеров и тотализаторы могут обязать ежеквартально направлять на развитие спорта 5% от разницы между суммой ставок, сделанных участниками азартных игр, и выплаченных им выигрышей.
ЦУС — полный учет
Еще одной существенной проблемой государственного регулирования отрасли, по словам разработчиков законопроекта, является отсутствие точных сведений об оборотах букмекерских контор, в том числе в онлайн-пространстве, на которое приходится 50-80% оборота.
В связи с этим предлагается создание центра учета ставок, при этом все платежи, поступающие в букмекерскую контору наличными или через электронные платежные системы, должны учитываться в нем.
Единая база данных участников пари будет способствовать введению всеобщего декларирования, процедуры самозапрета клиента на участие в пари, а также усилит меры по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Новости от RedTram
Комментарии читателей
Страницы: 1 |