Автоматная очередь
Пока правительство решает, как сделать российский игорный рынок меньше и цивилизованнее, крупные игроки уже ищут способы спасти свой бизнес.
Расцвет игорного бизнеса в России пришелся на 2002-2005 годы: если в начале 2002 года в России было 70 тысяч игровых автоматов, то к концу 2005 - более 400 тысяч. Именно в этот период определилась расстановка сил на рынке: открывавшая по 20 залов в месяц сеть «Вулкан» вышла на первое место, сместив с пьедестала «Московскую игровую систему Джекпот», а «Суперслотс» замкнула тройку лидеров, закрепившись в премиальном сегменте.
В прошлом году, когда обороты «одноруких бандитов» превысили $4 млрд, ситуация изменилась – не только из-за перенасыщения рынка, но и из-за действий обеспокоенных бесконтрольным развитием отрасли чиновников. Так, в Москве налог был повышен до максимальной ставки – 7500 рублей с автомата, а многие регионы ввели ограничения на расположение игорных заведений. Всего за последние полгода закрылось до 20% всех игровых залов.
Ног главная опасность - новый федеральный закон, который будет принят осенью. Как его ограничения скажутся на рынке, можно только предполагать. Самый экстремальный проект депутатов – создание резерваций для игорных заведений за чертой города. Не меньшую угрозу для рынка представляет квотирование, предусматривающее одно заведение на 200 тысяч жителей. Это означает, что, например, в Москве останется не более 60 заведений. Еще одна идея, которая может стать для рынка катастрофой, - запрет на расположение залов в государственных и муниципальных зданиях, под который подпадут до 80% заведений. Очевидно, что государство хочет принципиально изменить модель игорного бизнеса и заставить компании строить крупные центры для активных игроков, вместо того чтобы множить небольшие заведения для скучающей публики.
Пока рынок стагнирует в ожидании приговора, предприниматели ищут варианты спасения бизнеса. По прогнозам ассоциации «Мир Игр», 46% операторов будут объединяться, а 27% предпочтут уход в развлекательный и ресторанный бизнес. Компании-производители - например, «Честная игра», - налаживают выпуск банковских терминалов, «Джекпот» и «Суперслотс» устанавливают автоматы в казино и развлекательных центрах, а сети «Вулкан» и «РиО» переориентируются на страны СНГ, которые, впрочем, заняты местными игроками и не сравнимы с российским рынком по объему. «Уже никто не сомневается в том, что рынок сократится, - говорит Президент Ассоциация деятелей игорного бизнеса Игорь Балло. - Вопрос только в том, во сколько раз".
Ritzio Entertainment Group
Игровой холдинг, в который входит самая крупная сеть игровых залов «Вулкан», возглавляет бывший совладелец «Евразхолдинга» Олег Бойко. Занявшись игровым бизнесом в 2002, он сумел догнать и перегнать конкурентов.
Количество автоматов в 2003 году: 14500
Количество автоматов в 2005 году: 35000
Стратегия: привлекая инвестиции, занять все ценовые сегменты в Москве, регионах и странах СНГ
Тактика: развитие трех основных брэндов: «X-Time» - премиальный сегмент, «Вулкан» - массовый, «Миллион» - нижний; размещение кредитных нот (CLN) - два раза на общую сумму $170 млн; агрессивная региональная политика (более $200 млн на расширение сетей в регионах); обновление автоматов за счет партнерства с «Уникумом» - импортером и производителем игровой техники; самые большие расходы на рекламу в отрасли
Проблемы: законодательные ограничения и отсутствие федерального закона усложняют привлечение кредитов и заставляют откладывать выход на IPO
Результат: отрыв от основных конкурентов более чем в три раза - оборот Ritzio в 2005 году превысил $600 млн, из них более 90% компания получила от игровых автоматов; более 15% продаж пришлось на Украину и Прибалтику
Новые цели: к 2009 году провести IPO; усилить свои позиции в регионах и за рубежом – в Прибалтике, на Украине, в Казахстане, в Латинской Америке и Восточной Европе; при неблагоприятной конъюнктуре переориентироваться на зарубежные рынки
Джекпот
«Московская игровая система Джекпот» стала первой крупной сетью на российском рынке, появившейся в 1998 году по распоряжению Юрия Лужкова. Однако из-за недостатка инвестиций «Джекпот» со временем потерял лидерские позиции.
Количество автоматов в 2003 году: 7000
Количество автоматов в 2005 году: 10500
Стратегия: стать лидером массового сегмента в Москве и регионах, пользуясь поддержкой местных властей и положением «первопроходца»
Тактика: сеть первой ввела единую компьютерную систему и первой вышла в регионы, предложив региональным рынкам более качественные импортные автоматы, чем российские производители; единственная получила разрешение на размещение залов в метро и открыла московскую сеть «Метроцентр» (сейчас закрыта из-за местных законов)
Проблемы: недостаток инвестиций не позволяет быстро развивать сеть; игровые залы отстают и по оформлению, и по оборудованию от лидера рынка, особенно в регионах; вынуждена убирать с вывесок слова «московская игровая система», так как московский имидж мешает в освоении регионов
Результат: «Джекпот» стабильно занимает второе место на рынке, лидируя в Санкт-Петербурге и ряде других городов-миллионников регионов; оборот компании в 2005 году превысил $180 млн
Новые цели: развивать крупные развлекательные центры для семейного досуга в спальных районах (два центра уже открыты в Москве, у Тимирязевской и в Строгино), стать прозрачной компанией и подготовиться к IPO
Шторм Интернешнл
Единственный «полузападный» игрок: в создании компании участвовали голландцы, а возглавил ее англичанин Майкл Боттчер. Начав с открытия казино, в 2001 году холдинг решил создать на рынке игровых автоматов премиальный сегмент – сеть «Суперслотс».
Количество автоматов в 2003: 1300
Количество автоматов в 2005: 2500
Стратегия: развиваться в премиальном сегменте московского рынка, совмещая игорный бизнес с развлекательным
Тактика: открывать крупные салоны с импортными автоматами (по 50-60 автоматов в зале) – в том числе в торговых центрах и кинотеатрах (в 2002 году компания открыла казино «Ударник» с самым крупным залом из 225 игровых автоматов), организовывать шоу-программы в игровых залах, продвигать социальные программы (например, горячей линия с консультациями психолога по игровой зависимости)
Проблемы: отстают от конкурентов по скорости открытия новых залов и захвату рынка; западное руководство не может участвовать в лоббировании законов
Результат: компания открывает в среднем по два новых зала в год, в итоге - 6-7% московского рынка и 25 игровых залов (из них 22 – в Москве)
Новые цели: выйти на региональные рынки – в города-миллионники (сейчас у компании только два зала в Нижнем Новгороде и); для страховки развивать развлекательный бизнес – казино, клубы и рестораны (сейчас у «Шторм Интернешнл» четыре казино в Москве и одно в Санкт-Петербурге)
РИО
Концерн «РИО» («Развлечение и отдых») работает в индустрии развлечений с советских времен: тогда она занималась детскими автоматами и бильярдом. В 1991 году «РиО» одной из первых начала производить игровые автоматы и открывать свои залы.
Количество автоматов в 2003: 2000
Количество автоматов в 2005: 6000
Стратегия: занять демократичный сегмент в российских регионах, продвигая на рынок собственные автоматы; после запрета на производство автоматов в 2005 году -диверсифицировать производство
Тактика: открывать небольшие залы (20-30 автоматов) в регионах, продвигая свою партнерскую программу для владельцев игровых залов и консалтинговые услуги по созданию развлекательных заведений; переориентировать производство на ремонт игровых автоматов (крупнейшая ремонтная база в России); продавать дополнительное оборудование для ресторанов и баров – мебель, светильники, аксессуары для бильярда
Проблемы: местные законы ввели ограничения по расположению игорных заведений и требованиям к ним, которые больше всего ударили по мелким игрокам, реальным и потенциальным партнерам «РИО»: часть залов залы пришлось перенести в менее выгодные места либо закрыть, количество автоматов в эксплуатации сократилось
Результат: компания занимает до 15% рынка в отдельных регионах и четвертое место по России
Новые цели: выход в новые регионы в азиатской части России, освоение рынков СНГ, в том числе Кавказа и Средней Азии
Честная игра
Для крупного российского производителя игровых автоматов «Честная игра» сеть игровых залов стала способом спасти бизнес, пошатнувшийся после фактического запрета на производство игровых автоматов в России.
Количество автоматов в 2003 году: 100
Количество автоматов в 2005 году: 1500
Стратегия: развивать собственную сеть в нижнем ценовом сегменте в регионах, привлекать новых операторов с помощью партнерских программ, производить игровые автоматы для собственных сетей и диверсифицировать производство
Тактика: открывают небольшие демократичные залы в регионах; объединившись с разработчиком программных продуктов Igrosoft вывели на рынок собственные игры для игровых автоматов; предлагают партнерам автоматы в аренду либо в совместное управление за 50% выручки; предоставляют партнерам право на использование брэнда «Честной игры»; переориентируют производство на платежные терминалы, киоски доступа в Интернет и Интернет-казино, контентные киоски
Проблемы: жесткая конкуренция в регионах с сетями «Джекпот» и «Вулкан», которые имеют более качественные импортные автоматы и залы более высокого уровня; необходимость укрупнения точек для соответствия местным законопроектам
Результат: помимо собственной сети из 50 залов, «Честная игра» по собственным данным имеет в партнерском управлении 40 тыс. автоматов; до 30% в обороте компании составляет производство платежных терминалов
Новые цели: выйти на рынки СНГ – Средней Азии и Украины, закрепиться на рынке производства терминалов
Секрет фирмы
Новости от RedTram
Комментарии читателей
Страницы: 1 |