| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Правовая природа лицензионных требований и условий

В ходе рассмотрения в Верховном суде Республики Татарстан заявления о признании недействующим Закона Республики Татарстан ««О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан» от 5 апреля 2006г. №25-ЗРТ представителем Госсовета РТ было заявлено ходатайство, суть которого заключалась в том, что лицензионные требования и условия, являясь ограничением прав лицензиата, вводятся постановлением Правительства РФ. Однако согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации данное ограничение возможно исключительно на основании федерального закона. По мнению представителя Госсовета РТ необходимо в конституционном производстве проверить саму возможность установления лицензионных требований и условий, как ограничений возлагаемых на лиц осуществляющих лицензируемый вид деятельности подзаконным актом.

Возражения относительно заявленного ходатайства готовились письменно, однако они не понадобились. Суд, рассматривающий дело, отказал в удовлетворении ходатайства.

Признаюсь, что до данного процесса я был солидарен с мнением о недопустимости установления лицензионных требований и условий постановлением правительства Российской Федерации, пока не оказался «по другую сторону баррикад».

Попытка выявления правовой природы лицензионных требований и условий нашла отражение в следующих доводах.

Базовым законом, регулирующим лицензируемые виды деятельности в настоящее время является Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ. ред.). Согласно ст.2 Закона, под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Где лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст.2 Закона).

Таким образом, введение института лицензионных требований и условий, которые по сути являются необходимыми мероприятиями организационного порядка, позволяющими обеспечить защиту конституционно значимых ценностей при осуществлении потенциально опасных видов деятельности, осуществляется федеральным законом, а именно ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства Правительство Российской Федерации ст.5 Закона наделяется полномочиями по утверждению положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Таким образом, утверждаемые Правительством РФ положения о лицензировании конкретных видах деятельности, являются подзаконными актами, призванными обеспечить индивидуализацию лицензионных требований и условий применительно к конкретному виду лицензируемой деятельности.

Сами по себе, лицензионные требования и условия, содержащиеся в постановлении о лицензировании отдельных видов деятельности нельзя рассматривать как самостоятельное введение подзаконным актом ограничений прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Данные лицензионные требования и условия являются конкретизацией положений федерального законодательства, содержащихся в других отраслях права, так же положений ГОСТов, СНИПов, САНПИНов, т.е. нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием лиц, осуществляющих лицензируемый вид деятельности.

В частности, установленные п.4 Положения «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» (утв. Пост. Правительства РФ от 15 июля 2002 г. № 525) лицензионные требования и условия, по сути являются конкретизацией ряда положений действующего федерального законодательства, затрагивающего отношения с участием лиц, осуществляющих организацию азартных игр. А именно.

а) комплектование штата тотализаторов и игорных заведений сотрудниками не моложе 18 лет.

Воспроизводит ст.265 Трудового кодекса РФ, где вводится запрещение применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

б) тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.

Данная норма является интерпретацией ряда положений федерального законодательства, устанавливающего целевое назначение конкретных помещений.

Ст.17 Жилищного кодекса РФ устанавливает, исключительность использования жилых помещений – для проживания граждан.

Ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ряд положений Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», закрепляющих безопасную среду для проживания, обучения и воспитания ребенка.

Запрет на использование медицинских учреждений вытекает из «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1).

в) наличие у руководителя (одного из руководителей) тотализатора или игорного заведения стажа работы в сфере игорного бизнеса не менее 3 лет.

С учетом того, что данным положением четко не определено, в какой должности должно отработать лицо в сфере игорного бизнеса (руководитель, бухгалтер, охранник, дворник) для получения необходимого стажа, данное требование нельзя рассматривать как ограничение законных прав, так как не является препятствием для осуществления лицензируемого вида деятельности. Кроме того, наличие стажа работы является квалификационным требованием, что само по себе нельзя рассматривать как ограничение законных прав. Данное вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ, где сказано, что государство «может устанавливать ….особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией» (Определение КС РФ от 16.02.2006 № 52-О, Определение КС РФ № 319-О от 12.07.2005).

г) наличие у игорного заведения документа, подтверждающего соответствие используемых игорным заведением игровых автоматов с денежным или иным выигрышем утвержденному типу игровых автоматов.

Данное положение по своему характеру является нормативным, устанавливающим технические требования к используемому игровому оборудованию и вытекающему из Приказа Госстандарта РФ от 24.01.2000 № 22 «О принятии правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу». Указанные Правила испытании являются действующими несмотря на их неоднократное оспаривание в Верховном Суде Российской Федерации.

д) обеспечение условий личной безопасности участников взаимных пари, игроков и посетителей тотализатора и игорного заведения.

Необходимость создания условий личной безопасности посетителей игорного заведения, непосредственно не затрагивает прав и свобод предпринимателей, а является отражением предписаний ряда федеральных законов. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», раскрывая в статье 1 содержание понятия «пожарная безопасность», как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, далее законом вводит обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение противопожарного режима осуществления деятельности. Статья 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта обязывает осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечивать безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

е) соблюдение правил организации проведения взаимных пари и основанных на риске игр, утверждаемых в установленном порядке лицензирующим органом.

В связи с тем, что соглашение о выигрыше, заключаемое с участником игр основанных на риске, путем совершения последним конклюдентных действий, является гражданско- правовой сделкой, порядок ее заключения и существенные условия договора о выигрыше устанавливаются ст.ст. 1063, 1064 Гражданского кодекса РФ, т.е. федеральным законом.

Горошко Евгений

адвокат



Комментарии читателей

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU