Российский рынок мобильных услуг обретает второе дыхание. Надолго ли его хватит?
Российские контент-провайдеры празднуют возвращение своего рынка в "золотой век". Посудите сами: зародившаяся на рубеже веков торговля медиаконтентом для сотовых развивалась по экспоненте (с 5 миллионов долларов в 2001 году к 235 миллионам в 2004-м, по данным аналитической компании iKS-Consulting). От 2005 года ждали уже полмиллиарда. Но рынок дал сбой - вышло только 300 миллионов долларов. И вот подведены итоги прошлого года - 408 миллионов долларов.
Что же стало локомотивом роста? Оказывается, четверть всех доходов в 2006 году контент-провайдерам принесли так называемые медиаинтегрированные услуги. И существенная доля из этих 100 миллионов долларов пришлась на телевизионные викторины.
Формат Call TV (телевизионных конкурсов, в которых могут принимать участие мобильные абоненты) обосновался в России в середине 2006 года. Такие передачи запустили почти все развлекательные каналы (ТНТ, ТВ3, РЕН ТВ и др.), а также десятки региональных телестанций. Бизнес-идея Call TV до гениальности проста: ведущий просит телезрителей позвонить с мобильного на короткий номер (минута соединения стоит доллар-полтора) и разгадать за крупное вознаграждение "висящую" на экране простенькую головоломку. Пикантность ситуации в том, что дозваниваются все, а вот в эфир попадают лишь избранные, случайно отобранные компьютером контент-провайдера. Деньги же за соединение списывают со счетов всех позвонивших.
Конкурсная экономика
Доходы от Call TV делят на троих: половину суммы забирает мобильный оператор, остаток - телеканал и контент-провайдер. Сравнительное представление о рентабельности Call TV можно составить, изучив статистику организации ICSTIS, которая объединяет контент-провайдеров Великобритании. Так вот, английское Call TV - весьма прибыльный бизнес. Один час трансляции телефонной викторины приносит до 37 000 фунтов стерлингов (72 000 долларов) в зависимости от времени эфира и популярности канала. Передачи Call TV смотрят 15 процентов населения Британских островов, а 6 процентов хотя бы раз на них звонили. Дозвониться до эфира удавалось в среднем каждому пятидесятому зрителю.
Передовики эфира
Call TV здорово оживило бизнес российских контент-провайдеров. Так, компания SMS Media Solutions рапортовала об удвоении выручки в 2006 году. Другой сделавший ставку на Call TV игрок - "Нева Лайн", едва выйдя на рынок, вошел в Top-5 контент-провайдеров, составленный исследовательской фирмой Comnews Research.
Компании же, не играющие в Call TV, сторонятся этого и по этическим причинам. Управляющий директор контент-провайдера i-Free Кирилл Петров без обиняков называет Call TV лохотроном. И он не одинок. В конце февраля столичные суды приняли к рассмотрению сразу несколько исков от общественной организации "Блокпост" к ряду телеканалов и их партнеров. Правозащитники потребовали закрыть выходящие на этих каналах передачи, выходящие в формате Call TV. Позиция юриста "Блокпоста" Андрея Вьюгова проста: телевикторины сродни азартным играм, где ставка - стоимость звонка. А поскольку закон предписывает играть на деньги только в игорных заведениях, шоу из эфира необходимо изъять. С аналогичным демаршем еще в конце января в Федеральную налоговую службу обратилась Ассоциация деятелей игорного бизнеса. Лидеры сегмента Call TV с таким поворотом категорически не согласны. "Call TV не относится к азартным играм. Мы консультировались по этому поводу с юристами и слышали, что такую же позицию разделяют в ФНС", - говорит директор по развитию компании "Нева Лайн" Артем Литвинов.
Хотя ни одного решения по существу Call TV в России пока вынесено не было, крупнейшие телеканалы решили не искушать судьбу. В середине февраля передача "Время удачи" была снята с эфира ТНТ, а в ночь с 1 на 2 марта вышел последний выпуск "Денег по вызову" на РЕН ТВ. Впрочем, в телекомпаниях прямой связи между исками и закрытием передач не усматривают. "Целью таких проектов было повысить долю канала, а не сбор денег с населения", - пояснили "Итогам" на ТНТ.
К 2010 году аналитики обещают российскому рынку мобильного контента рост до миллиарда долларов. Однако за счет какого локомотива осуществится этот прогноз теперь, неясно. Контент-провайдеры ломают головы над новыми бизнес-моделями и выжимают максимум возможностей из уже опробованных. Потянет ли воз рынка конек медиаинтерактивных услуг? Какое место в этой упряжке займет Call TV? А может, получится заарканить нового рысака? Вопрос открыт. Игроки держат свои лассо наготове.
Итоги
Новости от RedTram
Комментарии читателей
Страницы: 1 |