| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Обзор арбитражной практики по налоговым спорам

В условиях современной российской действительности практически невозможно найти хотя бы одно предприятие, которое бы за все время осуществления хозяйственной деятельности ни разу не «спорила» с налоговой инспекцией. Причиной такому «явлению» служит даже не недобросовестность предприятий при исчислении и уплате налогов, а четкая установка специалистов налоговых органов на то, что в России нет ни одной организации, которая бы честно и добросовестно уплачивала все полагающие налоговые отчисления. Стоит оговориться, что это следствие, а причина кроется в нестабильной и неурегулированной правовой, политической и экономической обстановке, а также в недоработанной и сырой системе налогообложения.

При таком подходе, когда политика государства в налоговых спорах с предпринимателями находится в неопределенном состоянии, предприятия игорного бизнеса находятся еще более в худшем положении, поскольку описанная выше установка специалистов налоговых органов подкрепляется и усиливается еще и общим негативным отношением к этому виду деятельности со стороны общества и государства. Вот и приходится доказывать правильность исчисления и уплаты налогов предприятиям игорной индустрии после каждой выездной или камеральной налоговой проверки. Правда, надо заметить, что не безуспешно!!!

Электронная рулетка: 8 мест или 1?

Поражает упорство налоговых органов в вопросе исчисления и уплаты налога на игорный бизнес электронных рулеток. Позиция налоговиков выражена в письмах МНС России от 16.05.2003 N 22-1-14/1162 и УМНС России по г. Москве от 09.06.2003 N 22-1-15/1340. В этой ситуации налогоплательщики заняли диаметрально противоположную позицию, которая, в конечном итоге, нашла поддержку и Арбитражными судами РФ.

Подтверждение тому служит огромное количество судебных прецедентов, в частности, Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 19.04.2005 г. № КА-А40/2695-05, Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 08.8.2005 г. № КА-А40/7101-05-П и Постановление Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 14.04.2005 г. № Ф09-1399/05АК.

Конструктивные особенности электронных рулеток позволяют участвовать в азартной игре сразу нескольким игрокам. Порой количество игроков достигает двенадцати человек. При этом специалисты налоговых органов утверждают, что такие игровые автоматы являются игровыми комплексами, в состав которых входят несколько игровых автоматов. В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки. При таком подходе каждый игровой автомат в составе игрового комплекса является отдельным объектом налогообложения налогом на игорный бизнес.

Необходимо признать, что доля логики в рассуждениях специалистов налоговой инспекции все-таки присутствует. Однако судебные органы ограничены рамками закона, который согласно п. 1 ст. 366 НК РФ устанавливает, что объектами налогообложения налогом на игорный бизнес являются: игровой автомат, игровой стол, касса тотализатора и касса букмекерской конторы. Иных видов налогообложения, таких как, комплекс игровых автоматов или игровое место Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Более того, дополнительные аргументы в пользу налогоплательщиков содержатся в технической документации к игровому автомату, такие как, паспорт на игровой автомат, сертификат соответствия утвержденному типу. Как указал в одном из Постановлений Федеральный арбитражный суд: «… в соответствии с технической документацией игровой автомат типа «электронная рулетка» содержит одну электронную программу, один центральный блок управления и один привод колеса рулетки».

Когда лучше платить налог на игорный бизнес: до 15 или после?

В последнее время все больше и больше возникает вопросов относительно применения на практике положений, закрепленных в п.п. 2-4 ст. 366 НК РФ и их взаимосвязь с льготами при уплате налога на игорный бизнес, закрепленными в п.п. 3-4 ст. 370 НК РФ.

Согласно указанным положениям налогоплательщик обязан зарегистрировать любое изменение объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия этих объектов налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты предоставления соответствующего заявления в налоговый орган. Причем, при установке или выбытии объекта налогообложения до 15 числа текущего месяца сумма налога исчисляется как произведение общего количества объектов налогообложения и ставки налога, а при установке или выбытии после 15 числа текущего месяца сумма налога исчисляется как произведение общего количества объектов налогообложения и ½ ставки налога.

При таком нормативном закреплении правил исчисления налога на игорный бизнес у специалистов налоговых органов выработалась своя позиция, к сожалению, отличная от позиции налогоплательщиков. Об этом, в частности, говорит письмо Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 29 октября 2004 года № 23-10/5/69854 «О порядке исчисления налога на игорный бизнес» и множество судебных прецедентов, таких как, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2005 г. № А64-6110/04-11, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2005 г. № А13-7322/04-21 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.06.2004 г. № А66-6237-03.

Позиция специалистов налоговых органов сводится к тому, что обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес при установке нового объекта налогообложения возникает у налогоплательщиков с даты предоставления в налоговый орган заявления о постановке объекта налогообложения на учет, а при выбытии – обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес прекращается по истечении двух рабочих дней с даты предоставления заявления о снятии с учета соответствующего объекта налогообложения.

Между тем, проанализировав нормы главы 29 НК РФ, судебные органы пришли к очень логичному и правильному заключению. В судебных постановлениях указано, что игровой автомат или игровой стол становится объектом налогообложения не с момента его регистрации в налоговом органе, а с момента его установки в игорном заведении и использовании по назначению. Аналогично должен решаться вопрос и при снятии с налогового учета игрового автомата или игрового стола, то есть, обязанность по исчислению и уплате налога прекращается при выбытии игрового автомата или стола из эксплуатации.

Для надлежащего документального оформления факта установки или выбытия объектов налогообложения будет достаточно оформить приказ по организации о выбытии или установке объекта налогообложения и акт ввода в эксплуатацию или выбытия из эксплуатации объекта налогообложения.

Нет лицензии – нет и налога

Заглядывая в будущее, вспомним прошлое и рассмотрим еще одну проблему, связанную с возможным желанием налоговых органов начислить НДС с выручки игорного заведения при отсутствии лицензии на указанный вид деятельности.

На основании Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 года № 158–ФЗ, действовавшим до 11.02.2002 года, и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года № 128–ФЗ деятельность игорных заведений подлежит обязательному лицензированию, а порядок осуществления лицензирования определяет Правительство РФ путем утверждения соответствующего положения о лицензировании.

Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 апреля 2000 года № 326 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по лицензированию деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений был назначен Минспорт России.

В п. 5 данного Постановления Правительства РФ содержалось предписание разработать проект положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений и представить в установленном порядке во II квартале 2000 года в Правительство РФ.

Однако «Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» было утверждено Правительством РФ лишь 15 июля 2002 года.

Таким образом, игорные заведения в тех регионах, где не были утверждены региональные положения о лицензировании, в период с 11 апреля 2000 года по 15 июля 2002 года осуществляли свою деятельность без наличия лицензии.

В этих условиях специалисты налоговых органов, руководствуясь п.п. 8 п. 3 и п. 6 ст. 149 НК РФ, утверждали, что игорные заведения неправомерно пользовались льготой по освобождению от налогообложения НДС операций по организации основанных на риске игр с использованием игровых автоматов при отсутствии лицензии.

Дело в том, что согласно п.п. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по проведению лотерей, организацию тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса. Однако в соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ указанное освобождение от налогообложения НДС возможно только при наличии лицензии.

С вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 904 «О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» орган, осуществляющий лицензирование деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, не определен. Соответственно выдача и переоформление лицензий на данный вид деятельности не осуществляется.

Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности …» в статью 17 ФЗ «О лицензировании…» были внесены изменения. Согласно указанным изменениям с момента вступления в силу указанного Федерального закона на территории РФ подлежат лицензированию следующие виды деятельности:

«75) деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса;

76) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);

77) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов)».

Таким образом, лицензируемый вид деятельности, на который предприятиями игорной сферы были получены лицензии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 года № 525 с момента вступления в силу изменений в статью 17 ФЗ «О лицензировании…» перестал существовать как таковой. Соответственно и лицензии, полученные ранее, формально перестали иметь юридическую силу!!!

Складывается ощущение, что в нынешней ситуации налогоплательщики становятся беззащитными перед налоговыми органами. Но выход есть!

Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и с учетом положений этой статьи.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Как сказано в ст. 364 НК РФ игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Таким образом, деятельность предприятия в сфере игорного бизнеса не является реализацией товаров (работ, услуг), а полученная от осуществления этой деятельности выручка не подлежит обложению НДС.

Подобная позиция подтверждается в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2004 г. № А13-3447/03-14.

Рассмотренные в этой статье проблемы налогообложения налогом на игорный бизнес были положительно решены для налогоплательщиков, что не может не вызывать положительных эмоций! Обнадеживает и тот факт, что позиция Федеральных арбитражных судов по рассмотренным вопросам едина и пока неизменна. Причина такой положительной практики судов, кроется в недоработанности, сырости и противоречивости действующего налогового законодательства РФ, особенно в области налогообложения налога на игорный бизнес. Именно в отношениях по налогообложению налога на игорный бизнес как очень противоречивого и неясного очень хорошо проявляется принцип, закрепленный в п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Неустранимые сомнения и неясности в порядке налогообложения налога на игорный бизнес появляются как следствие из-за неоправданной спешки законодателя при отсутствии практического знания, опыта и тонкостей в области организации и проведения азартных игр и (или) пари.

В рамках сегодняшней действительности положительная судебная практика для предприятий игорной сферы закономерна и оправданна. В условиях глобального негативного отношения общества и государства к абсолютно легальному виду деятельности, предприятия игорной сферы привлекают к решению правовых проблем опытных специалистов, объединяются в ассоциации и всеобщими усилиями доказывают свою правоту и право на жизнь в рамках реального и актуального закона!!!

Тарас Боглюков



Комментарии читателей

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU