| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

История гонений и запретов

1. Запрет… как много в этом слове

Испокон веков, во всем мире, на воде и на суше, короли и королевы, губернаторы и президенты, мэры и начальники запрещали, разрешали и снова запрещали. Запрещали практически все. А так как разрешенного оставалось все меньше и меньше – тяга к запрещению, а самое главное его мотивация переросла в настоящее искусство, которое можно лицезреть и сейчас, находясь в любом уголке нашей планеты.

История запретов началась с первым проявлением жизни на земле. Уже тогда, что-то можно было делать, а чего-то нельзя. Питекантропам нельзя было охотиться на мамонтов и бронотозавтров поодиночке. Неандертальцам нельзя было бегать в чистом поле в то время, когда над ним парил птеродактиль, и именно это они объясняли своим детям, выводя на стенах пещеры жирными буквами слово «Нельзя». Когда-то один из наших предков заметил, что от браков между близкими родственниками довольно часто родятся уроды. Подобные знания повлекли за собой формирование новых запретов и определенных норм поведения. Появились и другие запреты, уже облеченные в религиозную или мистическую форму. Но самым важным запретом в сознании человека стала заповедь «не убий!». Именно это и возвестило о появлении «человека разумного». Он то, как раз и посеял самое главное семя запрета.

Запрещал «человек разумный» за все время его жизни на земле практически все. Многий бред дошел и до сегодняшних дней, например, в Техасе запрещено делать стоя более трех глотков пива и стрелять по буйволам со второго этажа гостиниц. Преступники в этом штате обязаны устно или письменно предупреждать жертву о предстоящем преступлении не менее чем за 24 часа до его совершения. Во Флориде незамужним женщинам запрещено прыгать с парашютом по воскресеньям. В Майами запрещена езда на велосипедах, не оборудованных звуковым сигналом, однако использование звуковых сигналов велосипедистами тоже запрещено. В Кентукки «ни одна особа женского пола не может появиться в купальнике на дороге... если она не сопровождается двумя полицейскими или если она не вооружена лопатой», причем умные законодатели сделали исключение для женщин, весящих менее 40 или более 90 кг. В Калифорнии животным запрещено спариваться ближе, чем в 500 м от школ, церквей и предприятий общественного питания. Интересно только, кто на них налагает штраф, и каким образом эти животные его выплачивают? Там же существует лимит скорости для автомобилей без водителя – 60 миль/ч. В Калифорнии запрещен плач во время дачи показаний в суде. Старинный иранский закон, запрещает совокупление с дикими зверями, особенно львицами, но позволяет вступать в интимные отношения с некоторыми домашними животными. Сингапурские законодатели запретили жевать резинку в метро и ходить дома без одежды. В Канаде нельзя расплачиваться за товар, стоимость которого превышает 50 центов – одноцентовыми монетами. В Лондоне действует запрет на избиение жен после девяти часов вечера, «ибо крики избиваемой могут мешать горожанам».

Российским законодателям, конечно же, далеко до коллег из штата Индианы установившим, что число «пи» равно 4, а не 3, 1415, но потягаться в данных соревнованиях они, безусловно, могут. Пальму первенства держат в России Законодатели Белгородской области – здесь детям нельзя гулять зимой после 10 и летом после 11 часов вечера, играть в Doom и Quake, ругаться матом на улицах и подземных переходах, целоваться во время танцев на дискотеке и так далее. Там же, если уж мы вспомним об игорном бизнесе, официально игровой автомат «Столбик» признан четырьмя игровыми автоматами. Однако, нас все же больше волнуют азартные игры и пари, ведь именно о них рассказывает наш журнал уважаемым читателям. Поэтому вперед в исторический экскурс!

2. Из истории запретов азартных игр

Пожалуй, в истории всевозможных запретов ничто не удостоилось столь пристального внимания, как азартные игры. Ведь испокон веков превалировало восприятие азарта как чего-то порочного, нечистого, бесовского, а азартные игры традиционно ассоциировались с шальными деньгами, патологической страстью к игре, разорением, суицидом – а поэтому подвергались преследованиям и наказаниям во все эпохи, не исключая и нынешнее время.

Как заметил выдающийся нидерландский мыслитель первой половины ХХ в. Йохан Хейзинга – автор самого фундаментального на сегодняшний день исследования феномена Игры – в истории человечества игра является едва ли не самым древним проявлением жизни, ибо она родилась раньше, нежели была сформирована культура. Игра на деньги появилась, когда человечество изобрело эквивалент стоимости натуральных товаров – тот же момент можно считать и началом истории преследований азартных игр и их гонений.

Первый обнаруженный историками закон об азартных играх - Lex aleatoria - был издан в Риме в III в. до н.э. Заметим, что в Римской империи существовало множество спортивных игр с материальным вознаграждением победителей: различные состязания, ставки на ипподромах, гладиаторские бои. Однако Lex aleatoria запрещал лишь «alea» - безобидную игру в кости. Причем римские законы предусматривали наказания не только игроков, непосредственно уличенных в азартном времяпрепровождении, он распространялся и на их частную жизнь, ставя едва ли не в положение изгоев. Человеку, в чьем доме велись азартные игры, в случае ограбления или разрушения жилища отказывали в помощи по его восстановлению. Побои и увечья, нанесенные игрокам и содержателям «игорных домов» оставались безнаказанными, как, впрочем, и воровство, происходящее во время игр. Однако взаимные оскорбления и потасовки между игроками преследовались законом в судебном порядке.

В Риме не существовало никаких гарантий оплаты проигрышей или выигрышей. Проигравший игрок даже не был обязан отдавать проигранную сумму, а в том случае, если он все-таки выплачивал долг, в течение 30 лет его наследники имели право вернуть эти деньги. Вольноотпущенники могли претендовать на деньги, проигранные их хозяевами. Если же в течение 50 лет проигравший или его наследники пренебрегали своим правом, с выигравшим мог судиться любой гражданин. Как правило, возвращенные по суду деньги расходовались на общественные нужды. Один из таких процессов над игроками описан во втором Филиппике Цицерона.

И все же, несмотря на строжайший запрет на все азартные игры (за исключением спортивных соревнований), полностью искоренить их в Древнем Риме не удавалось никогда. Под страхом быть разоблаченными, скрываясь от посторонних глаз, римляне играли несмотря ни на что: причем играли не только простолюдины, но и императоры: известно, что большими поклонниками этого азартного занятия являлись императоры Август и Клавдий. А все страсти, суды, наказания разворачивались вокруг незатейливой и поистине интернациональной игры – в кости.

Кости – одна из самых древних азартных игр. Изображения игры на склепах фараонов и в гимнах Ригведы рассказывают о том, что произошла она от детской забавы: подкидывания в воздух костей животных. В Ведических священных песнях игре в кости придано значение особого священнодействия. Чуть позже египтянами была изобретена другая игра – Атеп, - прототип современного «чиноса», в котором вместо египетского варианта с загнутыми пальцами нужно угадать количество монет. 1573 годом до н.э. датированы древнейшие из обнаруженных археологами в Тибете игральные кубики из слоновой кости. А к IV в. до н.э. принадлежит запись правил игры камнями в чет и нечет, сделанная Аристофаном.

Что же касается воплощенного представления большинства современных людей об азарте – игральных карт, - то они были изобретены в Китае вместе с появлением первых выпущенных династией Тань бумажных денег с изображением правителей. Но даже, несмотря на то, что прототипом карточных игр стали гадания на сакральных картах Таро, в Древнем Китае жестоко преследовались азартные игры. Из древних трактатов стало известно, что во II в. до н.э. игра в шупу, представлявшая собой разновидность «костей», грозила игрокам каторгой. На «Старом континенте» кости и бабки являлись основными азартными играми вплоть до средины ХIV в., когда в европейскую моду начали входить карты. Теми же десятилетиями датируются и первые запреты, наложенные на карточные игры.

3. О двух причинах запретов

Существует множество причин, по которым азартные игры подвергались гонениям. Основная из них – неприятие игры на деньги официальной религией. Именно по этой причине на протяжении многих столетий, вплоть до настоящего времени, преследуется законом деятельность казино в государствах, исповедующих иудаизм и ислам. Показательно, что сейчас в некоторых роскошных каирских и эмиратских отелях казино все-таки существуют, но предназначены они исключительно для иностранцев.

Крайне негативное отношение к азартным играм содержит Талмуд, считающий, что стремление выиграть деньги, то есть - получить их не за свой труд, противоречит идее жизненного устройства на земле, задаче, которую ставит перед человеком Творец. Ибо участие в азартных играх подталкивает человека к тому, что он - либо вообще не имеет желания приобретать профессию, либо перестает заниматься тем, чему научился. Иудейские Учителя полагали, что активное участие в азартных играх разрушает человеческую психику, игрок теряет чувство ответственности и моральные ориентиры, в его сознании стирается граница между правдой и ложью, а выигравший игрок вообще приравнивается к грабителю.

Регулярное посещение казино является для иудеев воплощением греха. Однако в иудаизме существуют критерии, определяющие запрет на азартные игры. Так, запрещенными считаются игры, которые регулярно приносят человеку денежные суммы, составляющие свыше 20% его дохода. Под запрет попадает и участие в играх, поглощающих значительную часть времени и отвлекающих человека от профессиональной деятельности, изучения Торы и воспитания детей. А вот участие в лотереях не возбраняется, если, конечно, затраты на покупку лотерейных билетов не превышают 10% дохода. Интересно, каким образом высчитывались процентные показатели степени «греховности»?

Занятно и содержащееся в Талмуде запрещение выступать свидетелями в суде «заядлым картежникам, игрокам в кости, а также азартным голубятникам, которые устраивают соревнования, чей голубь долетит быстрее». Рами бар Хама – живший в IV веке учитель Талмуда в Вавилоне - объясняет это решение следующим образом: «обязательства игроков ничего не стоят, они, не задумываясь, дают обещания, не собираясь их выполнять. Так они поступают, когда ставят деньги на кон, потому что надеются выиграть. Поэтому и получается, что выигравший, на самом деле, деньги не приобретает, поскольку проигравший не платит их с чистым сердцем, сознательно». А великий Учитель Талмуда, Рав Шешет добавляет, что такие люди «не занимаются созидательной деятельностью и не участвуют в устройстве мироздания, а паразитируют – и потому им нельзя верить». И все же клеймо игрока не вечно – согласно иудейским законам, раскаявшийся азартный человек может быть прощен, после того, как уничтожит принадлежащие ему игорные принадлежности и заречется играть впредь, даже без денег.

Азартные игры осуждаются не только мировыми религиями, но и различными сектами. Одними из яростных противников игр являются мормоны. В середине ХIХ в., когда решался вопрос о легализации азартных игр в Лас-Вегасе, именно мормоны предприняли все возможные усилия, чтобы освободить общество от этой аморальной и пагубной страсти. До сих пор в американском штате Юта, большая часть населения которого придерживается вероучения мормонов, нет казино, а азартные игры полностью запрещены. Но в средине ХIХ в. сторонников антирелигиозного развлечения оказалось больше, поэтому вскоре вышла первая статья закона, давшая полноправную жизнь азартным играм и предопределившая блистательный расцвет игорной индустрии в Лас-Вегасе.

В христианском мире, несмотря на порицание деятельности казино, игорные дома все же существуют. На протяжении двадцати столетий христианской истории церковь относились к играм более лояльно, нежели радикально настроенные исламские и иудейские страны. В поисках компромисса служители церкви модифицировали игры, придавая им религиозную подоплеку и подчиняя азартные устремления прихожан и братии цели популяризации христианства. Так, в эпоху средневековья неоднократно предпринимались попытки истолковать игры в кости в духе христианской символики. Например, в Х в., желая отучить монахов от азартной игры на деньги, епископ Вибальд из Камбре изобрел игру "Ludus clericalis", в которой комбинации чисел на костях обозначали христианские добродетели: 1.1.1 - любовь, 1.1.2 - вера, 1.2.4 - целомудрие и т.д. Монах, выигравший высшие добродетели, облекался правом обучать им остальных братьев. В Х в. Епископ Уибольд Кэмбрийский, дабы превратить кости в богоугодное дело, изобрел британский церковный вариант этой игры. А епископ Герберт, впоследствии Папа Римский Сильвестр II, ввел в моду ритмомахию - игру, похожую на шахматы, в которой вместо фигур играли костями с очками.

В средневековой Франции даже существовало поверье, что игра в кости может служить спасению души. В фаблио "О Святом Петре и жонглёре" рассказывается, как спустившийся в ад святой Пётр обыгрывает в кости жонглера, стерегущего грешников, и тем самым спасает их души. Но подобные описания – исключительны. Традиционно же католическая церковь выступала за пресечение и искоренение азартных игр как нечестивых происков дьявола, который при помощи костей выигрывает человеческие души. В другом французском фаблио - "Об игре в кости" (XIII в.) - очки на гранях кости символизируют «злонамерения» дьявола против того или иного персонажа христианского пантеона: единица отмечена дьяволом против Бога, двойка - против Бога и Богородицы, тройка против – святой Троицы и т.д.

С первых лет официального признания христианства до средины ХV столетия церковные иерархи прочли несметное число проповедей против азартных игр. А в X в. император Священной Римской империи Оттон Великий под страхом отрешения запретил играть в кости и самому духовенству, нет-нет, да и грешившему этим занятием. В первой половине ХIII в. Фридрих II издал эдикт против игры в кости, а Людовик IX запретил их изготовление, тем самым упразднив обширную индустрию, существовавшую во Франции. Но все эти запреты не мешали играм в кости оставаться любимым времяпрепровождением в замках и городских домах: обычно играли тремя костями, обозначающими настоящее, прошлое и будущее. Употреблялись и кости без меток на гранях – их выбрасывали на деревянную или мраморную доску, разделённую на шесть секторов: каждому сектору соответствовали очки от 1 до 6. Особенно часто играли в кости и гадали на них в Рождество и Новый год – во Франции популярной была рождественская «игра в гуся», проводившаяся на специальной доске с изображением этой важной и вкусной птицы.

Гадания и ритуальные игры по большей части являлись мероприятиями безобидными, не несущими резко негативных последствий. Поэтому запреты, издававшиеся с завидным постоянством, были направлены не столько против самих игр, сколько против сопровождающих их грехов. И если церковь больше была озабочена этическим вопросом - пьянством и грубой бранью, возникавшей в обществе игроков, - то государство стремилось искоренить безделье, расточительность, мошенничество и преступность – все те социальные недуги, к которым предрасполагают азартные игры. Так, Генрих VIII, сам будучи азартным игроком, объявил вне закона игорные дома за то, что они отвлекали юношей от стрельбы из лука и военной подготовки. Причем это установление Генриха против «общественных игорных домов» имело силу в Англии на протяжении четырех столетий – вплоть до 1960-х годов.

Строжайший запрет на азартные игры существовал и в Пруссии. 1 июля 1868 г. стало черным днем для азартных пруссаков: все игровые дома были закрыты, их содержатели и посетители подверглись наказаниям вплоть до тюремного заключения, а игорные долги - признаны недействительными. В отличие от римского права, в Пруссии проигравший не имел права подать иск за добровольно уплаченную им сумму. Исключение делалось лишь в том случае, если значительная сумма денег была выиграна у человека, находившегося под воздействием крепких напитков. В этом случае выигравший был обязан возвратить всю сумму протрезвевшему владельцу, а за сам факт игры – уплатить штраф, равный выигрышу. Заметим, что наказания за пьянство в этом случае предусмотрено не было.

В Российской империи запрет на азартные игры также имеет долгую историю. Причем чем более совершенствовалось отечественное законодательство, тем серьезнее становились наказания. Если в 1717 г. Петр I запретил игры в кости и в карты на деньги под угрозой денежного штрафа, то спустя всего полтора десятилетия в 1733 г. вышел указ Анны Иоанновны, предусматривавший за ту же провинность тюремное заключение. Екатерина II приняла мудрое решение, достойное «просвещенной монархини»: в 1765 г. был введен налог на карты в пользу воспитательных домов. А в 1782 г. в России и вовсе вышел запрет на устройство игорных домов.

В нынешнее время на ограничения азартных игр влияют теперь уже не этические, и, конечно, не религиозные воззрения, столь волновавшие наших далеких предков. Наибольшее значение теперь имеет социальный критерий - классовая дифференциация, берущая истоки со времен античности: известно, что римские императоры играли в кости часто и подолгу, однако простым гражданам Рима «игра для избранных» разрешалась лишь в определенные сезоны года. Ставки на ипподромах в Риме, а позже – в Византийской империи, также являлись уделом лишь состоятельных граждан. Позже карты, рулетки, скачки превратились в досуг элиты, праздного дворянства, находившего развлечение в играх, вине, дамском обществе и дуэлях. Этот стереотип оказался столь устойчивым, что в Советской России карты воспринимались исключительно как «буржуазный пережиток» - атрибут классового врага. Причем подобие советского запрета на карточные игры из-за «классовой ненависти» прослеживается аж со времен Древнего Рима, у которого Советский Союз перенял не только внешние атрибуты имперского стиля, но и его содержание, и идеологию.

Заметим, что секуляризация права на игру осуществлялась не только «сверху», т.е. государством, но и «изнутри», по инициативе самих игорных домов. Современные элитные казино с их ориентацией на состоятельных клиентов и face-контролем при входе – яркий пример такого социального самоограничения.

Итак, перелистав страницы истории азартных игр, можно обнаружить, что преследования и гонения на них существовали во все времена и везде. Долго и тщетно пришлось бы искать государство, где моральный и законодательный аспект азартных развлечений не существовал бы по причине отсутствия азартных игр как таковых. Ведь азарт – врожденное свойство человеческой натуры, являющееся источником мотивации в самых разнообразных сферах жизни людей. Для того, чтобы сделать жизнь интересной, человеку просто необходима доля не выходящего за рамки психических норм здорового азарта – чувства сильного, всеобъемлющего и многогранного, по своим масштабам сравнимого разве что с любовью. И если в глазах человека перестал вспыхивать бесовский огонек азарта, можно с грустью констатировать, что такой человек потерял способность на риск, на борьбу, что он уже не совершит ничего мало-мальски неординарного и отчаянного.

Игра – лишь частное проявление азарта, одна из граней этого огромного явления. И сколько бы не было создано законов, запрещающих кости, карты, скачки, - полностью искоренить азартные игры не удастся никогда. Игру нельзя уничтожить, ибо, как писал Йохан Хейзинга в своем исследовании «Homo Ludens»: «Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру – нельзя».

Евгений Ковтун

Ольга Жарковская



Комментарии читателей

yul-ga Jul 29 2008 1:11AM

супер! Спасибо, очень помогли в написании первой главы диссертации!!!

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU