| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Обухом по голове

Более трёх месяцев назад депутаты почти половины регионов России приняли законы о запрете на территории соответствующих субъектов деятельности по организации и проведению азартных игр. Наша область в стороне не осталась, и 29 июня депутаты областного парламента единогласно приняли данный правовой акт. Тогда депутаты торопились принять закон до 1 июля, поэтому он оказался простым и лаконичным – запретить и опубликовать.

В конце сентября сотрудники управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства провели на территории города Орла плановые мероприятия в целях проверки исполнения областного закона о запрете азартных игр. В ходе мероприятий сотрудники посетили игровой салон сети «Кэт» на улице Октябрьской, который, к их удивлению, по-прежнему работал. В салоне было опечатано и изъято более 60 автоматов. Во время проверки в игровой зал с намерением поиграть то и дело заходили молодые и не очень посетители. ООО «Тандем Плюс», которому принадлежит заведение, проведению оперативного мероприятия не препятствовало. Руководство организации действия сотрудников понимает. Это их работа. А вот к законодателям, принявшим документ о запрете азартных игр, фирма имеет серьёзные претензии. Адвокаты «Тандем Плюс» намерены обжаловать закон Орловской области в судебном порядке. По их мнению, закон является безграмотным и нарушает права граждан. Кроме того, в документе отсутствуют механизмы закрытия организаций игорного бизнеса, способы обеспечения прав высвобожденных работников игорных заведений. Да и определить тот орган, который уполномочен проводить проверку и контролировать закрытие залов и салонов удаётся с большим трудом.

В нашей области это не первый судебный иск к депутатам областного Совета, связанный с законом о запрете азартных игр. В июле в областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия акта органа власти обратилось ООО «МолиС». В своём заявлении организация указывает, что областной закон противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Конституции РФ. Также представители ООО «МолиС» считают, что закон должен был вступить в силу, спустя 10 дней с момента официального опубликования, а никак не с 1 июля. Кроме того, закон грубо нарушил права наёмных работников предприятий игорного бизнеса. Согласно общему порядку, при ликвидации организации увольняемый работник персонально в письменной форме не позднее, чем за два месяца должен быть предупреждён о предстоящем увольнении. Проще говоря, именно областной Совет подтолкнул ООО «МолиС» к грубому нарушению норм Трудового кодекса. В этой связи стоит упомянуть Постановление Конституционного суда РФ №2-П от 30 января 2001 года, согласно которому законодатель в целях защиты прав граждан, должен был предоставить разумный срок введения закона в действие.

В соответствии с законом «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области», проект закона, который затрагивает нравственность, права и законные интересы граждан и имеет важное общественное значение, может быть вынесен на обсуждение граждан. Однако облсовет посчитал, что нет необходимости ставить в известность общественность о принимаемом общественно важном законе.

Тогда суд посчитал, что областной Совет поступил правильно. Однако заявитель останавливаться не намерен и готов доказывать неправоту орловских слуг Фемиды в вышестоящих инстанциях.

Первый заместитель начальника УВД Анатолий Якунин заявил: в Орле не должно работать ни одно игорное заведение. Но каким способом реализовать этот призыв? Есть в этой истории то, что орловские милиционеры прекрасно знают, «но стесняются об этом сказать». Прекратить деятельность, каких бы то ни было субъектов предпринимательства, можно только по решению суда и никак иначе. Подавать в суд на кампании игорного бизнеса милиционеры не спешат, да и не хотят. Сырость орловского запретного закона и полное отсутствие механизмов его реализации может привести к тому, что суд ненароком может признать Областной Закон «О запрете игорного бизнеса», мягко говоря, не соответствующим Федеральному Законодательству. А потому, правоохранители действуют старым силовым способом, неся немыслимые «потери» личного состава. На рейдовые мероприятия практически все подразделения милиции практически постоянно выделяют своих сотрудников. В ходе широкомасштабных проверок выясняется, что игровые заведения продолжают работать. И, казалось бы, подавай иск в суд. Но нельзя. Что же тогда делают орловские милиционеры? Из сообщения пресс-службы УВД: «сотрудники милиции опечатали игровые автоматы, а чтобы нелегальная деятельность не продолжалась, выставили вооруженную охрану…» Удивительно единодушны юристы, комментирующие такие акции милиции – «беспредел». Во-первых, что такое «опечатывание»? А если «сорвать печать», то что? Да ничего, отрываешь и работай дальше! Для чего вооруженная охрана? Что, если клиент придет играть, в него будут стрелять? Или, может, будут стрелять в хозяина салона? Тоже нет. И еще вопрос, за какие грехи орловская милиция отрывает десятки служб, подразделений, оперативных работников, снимая их с важнейших «дел», «объектов», расследований, делая из них живую преграду у входов в игровые залы? Да и сами правоохранители аргументировано реагируют: «Сначала законный закон надо было принять, со сроками, мерами, механизмами ответственности, порядком реализации. А то приняли «дышло» и требуют исполнять. Какой закон, такое и исполнение». Жить в перманентном незаконном исполнении поручения «закрыть игровые салоны», похоже, орловская милиция уже не может. Поэтому новыми симптомами попытки обойти законность, но заставить «игровиков» закрыться стали последние десанты из Общества по защите прав потребителей и даже сотрудников ФСБ… Последней «фишкой» «правового» решения вопроса стало… изъятие в одном из салонов игрового оборудования на сотни тысяч долларов. На языке закона это называется «лишение частной собственности без решения суда». Допустимо ли такое пренебрежительное отношение к основам Конституции? Даже если преследуются благие цели и защищаются основы нравственности?

Ещё в июне экономисты прогнозировали, что тотальное закрытие игорных заведений приведёт к дефициту региональных бюджетов в 20 миллиардов рублей. Однако эта цифра также занижена, поскольку при расчёте не учитывались потери по косвенным налогам, а также отчислениям во внебюджетные фонды. Данные суммы способны существенным образом повлиять на выполнение социальных обязательств государства. Более того, в ряде регионов игорный бизнес просто ушёл в тень. Посетителей стали запускать в залы по условному сигналу и, в основном, в ночное время суток. Таким образом, за весь период нелегальной деятельности игроки не уплачивали в региональные бюджеты налоги, при этом фактически продолжая запрещённую деятельность по организации азартных игр. Стоит сказать, что далеко не все регионы готовы сразу встать на путь сокращения социальных гарантий. В далёкой Новосибирской области специалисты спрогнозировали дефицит регионального бюджета в 700 миллионов рублей, поэтому областные власти решили перевести предприятия игорного бизнеса на новый порядок работы без крайних мер. В Кировской области и Пермском крае решили повременить до 2009 года, а в Архангельской области первым делом постарались решить возникшую проблему покрытия ожидаемых убытков в 280 миллионов рублей. С этой целью были предприняты меры для увеличения собираемости налогов с объектов игорного бизнеса. Подобные подходы, по мнению экспертов, более соответствуют нуждам региональных бюджетов, нежели экономически не просчитанный тотальный запрет, который к тому же не содержит более или менее чётких механизмов реализации. Председатель комитета по бюджету Орловского областного Совета Михаил Межнев отчитался, что в результате закрытия предприятий игорного бизнеса региональный бюджет недополучит 80 миллионов рублей. И это без учёта косвенных налогов и отчислений во внебюджетные фонды. Вопрос, какими строками бюджета будет перекрываться недостача, остаётся открытым. Если вы думаете, что после принятия закона депутаты и чиновники всех уровней затянут пояса и возьмут огонь на себя, вы заблуждаетесь. Наоборот, на последней сессии облсовета в бюджет были внесены поправки, связанные с увеличением расходов на содержание депутатского корпуса. Между тем, областная власть по-прежнему не успевает рассчитаться с долгами перед социально незащищёнными категориями граждан. В частности в первом полугодии всего на 36,7% к годовому плану выплачены ежемесячные денежные пособия гражданам, имеющих детей. Выплаты труженикам тыла, к примеру, и вовсе исполнены на 26,5 %.

Уменьшение доходной части бюджета – не единственная издержка запрета азартных игр. В июле 2009 года предприятия игорного бизнеса смогут работать лишь в особых зонах – в Калининградской области, Алтайском и Приморском краях, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края. Между тем эксперты института экономики сообщают, что на выделение земли, проектирование, строительство и создание инфраструктуры понадобится 3-4 года. При этом до прописанного в законодательстве начала функционирования зон осталось около двух лет.

На часть доходов, поступавших в российскую казну, претендует сегодня Эстония. Фирма «Navesko» намерена открыть в городе Нарва-Йыэсуу элитное казино, рассчитанное на клиентов из России. Эстонцы считают, что российская политика по «выселению» игорного бизнеса из крупных городов может положительно повлиять на развитие эстонского курорта, поскольку многие россияне предпочтут ездить в соседнюю Эстонию, нежели в отведённые особые зоны.

Ещё одной проблемой закона является вопрос трудоустройства высвобожденных сотрудников. В небольших городах России немало семей, где из четырёх человек работает один. Каких-либо знаний и умений, кроме навыков работы крупье или оператором игрового автомата, гражданин не имеет. Ведь за пятнадцать лет процветания игорный бизнес стал самостоятельной хозяйственной отраслью со своими специалистами и профессионалами. Получается, что государство лишило огромную профессиональную страту стабильного заработка, возможностей карьерного роста и условий для профильной переориентации. А это 400 тысяч человек по всей стране! Кто обеспечит такое количество новых рабочих мест.

Интересный вариант решения проблемы предложил мэр города Москвы Юрий Лужков. Градоначальник обеспокоен судьбой помещений, которые высвободятся в столице после запрета игорного бизнеса. Мэр считает, что их место должны занять предприятия бытового обслуживания и объекты культуры, находящиеся в шаговой доступности. По словам мэра, москвичам рядом с домом необходимо иметь библиотеки, Интернет-кафе, другие объекты культуры. Программа размещения объектов будет представлена на суд общественности в середине ноября текущего года. До конца года префектура Восточного административного округа Москвы сформирует и опубликует на своем сайте реестр нежилых помещений, в том числе и тех, которые освободятся после вывода объектов игорного бизнеса. Уже сейчас часть площадей, где располагались казино и игровые клубы, перепрофилированы под предприятия «шаговой» доступности. По словам префекта ВАО Николая Евтихиева, дефицит предприятий потребительского рынка в округе будет полностью ликвидирован к концу будущего года. Стоит отметить, что идея Лужкова не нова. С подобной инициативой ещё в июле выступала депутат Орловского областного Совета народных депутатов Марина Ивашина. Она предложила разместить в бывших помещениях игорных заведений, находящихся в государственной или муниципальной собственности центры детского и подросткового досуга, молодёжные кафе и бизнес-инкубаторы.

Большинство субъектов Российской Федерации, принявших закон о запрете азартных игр, буквально сразу столкнулись с проблемой его реализации. Федеральный закон №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» определяет жёсткие требования к организациям, желающим остаться на данном рынке. Это регистрация на территории РФ, чистые активы в 600 миллионов рублей, обязанность обеспечения личной безопасности участников азартных игр, соблюдение правил осуществление операций с денежными средствами, расположение в зданиях капитального строительства, размещение текста закона, правил азартных игр и поведения посетителей, соблюдение требований к количеству и техническому состоянию игровых автоматов. Механизмы закрытия заведений, чья деятельность соответствует требованиям федерального закона, нормативными актами предусмотрены слабо. Большой загадкой также остаётся, какой орган должен обеспечить ликвидацию игорных заведений. Владельцы некоторых салонов ссылались на регистрацию бизнеса на территории других регионов. Соответственно к областному законодательству операторы рынка азартных игр с большой неохотой прислушиваются к правовым актам субъектов Федерации.

Многие игорные предприниматели считают, что при соблюдении ими установленных требований, федеральный закон даёт им гарантии продолжения деятельности. Особенно, если фирма имеет государственную регистрацию на территории других областей. Однако сотрудники УВД уверены, что в регионах, где действует запрет, не должно работать ни одно игорное заведение, поскольку в речь идёт о закрытии организаций «осуществляющих деятельность» на территории субъекта Федерации. Речи о региональной «прописке» в законах нет. С данной позицией солидарны и в управлениях торговли, и в региональных парламентах.

Во всех регионах депутаты отнеслись к вопросу регулирования по-разному. Например, в Коми депутаты Госсовета отказались принять закон о запрете азартных игр. «Оплошность» парламентариев решила исправить инициативная группа, состоящая в основном из представителей протестантских общин, которые попытались вынести вопрос запрета азартных игр на референдум. Рассмотрев заявление группы, избирательная комиссия республики направила обращение в Госсовет, который усмотрел в постановке вопроса нарушение федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В результате инициативной группе в регистрации было отказано.

На Кузбассе закон также оставил больше вопросов, нежели ответов. Причём, как у представителей бизнеса, так и у законодателей. Кемеровские депутаты обратились к федеральной власти с просьбой принять документ, регламентирующий закрытие игорных заведений. В письме, адресованном Председателю Правительства Виктору Зубкову, они также попросили создать федеральный орган по контролю за деятельности игорных заведений. По мнению председателя комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов облсовета Сергея Сафронова, без этого регулировать игорный бизнес невозможно. Господин Сафронов сообщил, что кемеровские власти отказались от идеи принять региональный закон о запрете игорного бизнеса в Кузбассе с 1 июля этого года (законно полностью идентичен орловскому) как раз из–за того, что без подзаконных актов, изданных правительством, такой запрет неэффективен и оспорим. Данная инициатива была вызвана возмущением предпринимателей действиями милиции по прекращению деятельности и изъятию игровых автоматов. Предприниматели высказали своё недовольство рейдами милиции, в результате которых был нанесён ущерб целой отрасли малого бизнеса, в которой занято более 5 тысяч человек. Операторы игрового бизнеса попросили государство «учесть мнение всех участников игорного бизнеса Кемеровской области, считающих невозможным прекращение деятельности операторов игорного бизнеса вне рамок федерального законодательства и без обеспечения социальных гарантий и трудоустройства работников игорных заведений».

Скандалы, связанные с запретом игорного бизнеса не обошли стороной и Ульяновскую область. В конце сентября сразу несколько депутатов регионального парламента попытались отменить областной закон, ограничивающий деятельность игорных заведений. В области проект закона о тотальном запрете игорного бизнеса не прошёл. Большинство парламентариев посчитало, что для регулирования деятельности «одноруких бандитов» достаточно существующего законодательства. Так вот, 27 сентября депутаты попытались отменить и существующее законодательство. Формальный повод – протест прокуратуры. Однако в последнем документе речи об отмене нормативного акта не было. Прокуратура усмотрела несоответствие федеральным нормам лишь части областного закона, связанной с удалённостью объектов азартных игр от учреждений здравоохранения, образования, физкультуры и спорта на 500 метров. Прокуратура как раз и предписала привести норму в соответствие с федеральным законом. Между тем, по данному критерию, едва ли не все игорные заведения подлежали закрытию. По мнению депутата Ульяновского парламента Куринного, предложив полностью отменить областной закон, группа парламентариев просто лоббировала интересы организаций игорного бизнеса.

Что же получается. Приняли на скорую руку важный закон. Приняли в интересах всего общества. Вроде бы, все должны быть довольны. Но как быть с 400 тыс. сотрудников, подлежащих увольнению? Как быть предпринимателям, которые должны платить налоги с автоматов, несмотря на прекращение деятельности? Как быть матерям, которым не доплатили детское пособие? Но депутатам виднее. Мол, это в интересах всего общества.

Несколько лет назад, так же на скорую руку депутаты Госдумы принимали закон «О монетизации льгот». Кричали с трибуны, что льготникам станет лучше, всё в интересах населения. А бабушки и дедушки продолжали митинговать и перекрывать дороги.

Вот и получается, что депутаты используют закон как топор, которым рубят пороки, мешающие народу нормально жить. А обухом бьют этот самый народ по голове.

Ступин Роман Сергеевич,



Комментарии читателей

Святослав Oct 24 2007 4:57PM

Статья на 100 процентов отражает состояние законодательства по регулированию игорного бизнеса. Как дальше жить!!!

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU