Налоги на азартные игры за рубежом
В большинстве государств мира поддерживаются достаточно большие размеры налогообложения организаторов игорных заведений. Увеличение налогов на предприятия игорного бизнеса связывается в основном с изменением политической ситуации в стране, увеличением игорных заведений (с целью ограничения их роста) или приходом крупных инвесторов на внутренний игорный рынок. По мнению экспертов игорного бизнеса Россия в этом плане – исключение: ни в одной другой стране мира за последние 30 лет не было зафиксировано столь значительных изменений в налогообложении организаторов игорных заведений. Кроме России хаотичное увеличение налоговых ставок наблюдается в Казахстане, Украине, Беларуси. Такие изменения носят в основном ограничительный характер, не подкрепленные экономическими показателями (исключением здесь является Беларусь, где деятельность по организации и проведению азартных игр и пари находится в зачаточном состоянии, несмотря на наличие в стране крупнейшей компании по производству игровых плат в СНГ).
Данная модель весьма не удобна тем, что в случае если организатор в течение налогового периода понес убыток, налог в казну он все равно должен заплатить. Таким образом, де-факто каждый оператор игорного заведения вместо того, чтобы серьезно заниматься бизнесом и развивать его, занимается в основном постановкой и снятием объектов игорного бизнеса с учета, для того, чтобы не переплатить налог на игорный бизнес в убыточные для себя месяца.
До недавнего времени применяемое в России налогообложение игорного бизнеса за единицу игорного оборудования (а не по ставкам налога на прибыль) оставалась достоянием отечественных законодателей. Однако теперь эта модель применяется в странах СНГ и ближнего зарубежья: в Украине, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Армении, Грузии, Молдавии, Беларуси, Латвии, Литве и Эстонии.
В тех государствах, где налогообложение формируется с доходов игорных заведений, установка игровых столов и автоматов в казино или клубах автоматически отдается на откуп предпринимателям. Однако существуют и ограничения. Например, в Польше число игровых столов в казино не регламентируется, однако автоматов должно быть не более 30. По французскому же законодательству в лицензии должно фиксироваться точное число игровых автоматов, для изменения которого лицензиату необходимо подать прошение в комиссию об азартных играх, которое, к слову, может быть и не удовлетворено.
Существуют и смешанные системы налогообложения. Например, в Болгарии платится ежемесячный налог в размере 50 евро за один игровой автомат и 15% в месяц с дохода игорного заведения. Эта система применяется во многих странах, и, как правило, понятие «налог» здесь связано с лицензионными требованиями об уплате акциза на установку игрового автомата в казино или игровом зале. Такие взносы могут уплачиваться разово, ежемесячно и ежегодно в зависимости от Законов, регулирующих деятельность по организации и проведению азартных игр и пари в этих странах.
Самое большое налогообложение игорного бизнеса в Германии. Там более 80% уходит в казну государства. Во всех остальных странах, налог на игорный бизнес не превышает 50% барьер.
На протяжении полутора десятилетий, прошедших со времени легализации игорного бизнеса в России, наше государство пытается выработать политику в отношении индустрии азарта. Однако, в условиях более чем 70-летнего отсутствии этой сферы предпринимательства в нашей стране прийти к грамотным решениям можно, лишь обратившись к опыту современных демократических государств, где доходы от лотерей, выигрышных займов и налогообложения организаторов и участников азартных игр и пари, как правило, поступают обезличенно в государственную казну и используются на финансирование расходов бюджета разных уровней государственной власти. Вместе с тем, входит в практику и целевое использование налоговых поступлений от обложения индустрии развлечений и игорного бизнеса.
Во Франции на доходы от организаторов игорных заведений строили театры. Помимо этого открытие казино осуществлялось на термальных станциях для поддержания инфраструктуры курортов. В Баден-Бадене, (Германия), где, кстати, самые высокие налоговые ставки на доходы с игорных заведений, за счет налогов с индустрии азартных развлечений построили известный оперный театр. В Милане (Италия) еще во времена средневековья герцоги устраивали лотереи, на сборы от которых возводился знаменитый Миланский собор. В Нидерландах часть поступлений от налогов с игорного бизнеса идет сегодня на спонсирование чемпионата Голландии по футболу. В Канаде организаторы игорных заведений спонсируют ежегодный этап Формулы 1. В Соединенных Штатах Америки владельцы казино спонсируют баскетбольные и хоккейные профессиональные команды.
Столетиями государство убеждалось в том, что человеческие страсти, в том числе азарт, невозможно ни запретить, ни искоренить – и единственный выход - нахождение разумного компромисса между интересами власть имущих, предпринимателей и игроков. Европейские страны с богатым игорным прошлым без труда адаптируются к быстро изменяющимся условиям игорного рынка, применяя как хорошо отлаженные, так и кардинально новые методы управления и регулирования игровых форм деятельности людей. России в этом отношении несколько сложней, однако, изучение зарубежного опыта и его адаптация к отечественной действительности приведут к выработке правильной стратегии государства в отношении развивающейся индустрии азарта.
Евгений Ковтун
Новости от RedTram
Комментарии читателей
Страницы: 1 |