| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Игорный бизнес в Литве: «Все было впервые и вновь…»

1 июля – знаменательный день для игорного сообщества Литвы. Именно в этот день в 2001 году в стране вступил в действие Закон об игорном бизнесе. А это значит, что ровно 4 года назад в Литве появилась новая отрасль экономики - индустрия азартных развлечений.

Первый в Литве игровой салон был открыт в феврале 2001 года, а в начале 2003 года в стране уже действовали 11 казино, 21 салон игровых автоматов, 1 салон бинго и 58 букмекерских контор. Несмотря на столь прогрессивные показатели, становление азартной индустрии в Литве проходило в условиях, гораздо более жестких, нежели в других странах Балтии. Против легализации игорного бизнеса активно выступала католическая церковь, считающая азартные игры занятием греховным и безнравственным. Сторонники же снятия запрета на игорную деятельность оперировали, прежде всего, экономическими аргументами: независимо от позиции властей азартные развлечения существовали в стране во все времена и всегда приносили доход, который, при условиях легализации бизнеса, мог бы стать одним из постоянных источников пополнения государственной казны. Более того, литовцы, не желающие играть подпольно, были вынуждены искать азартных развлечений в игорных домах Латвии и Калининградской области, оставляя там немалые суммы. К тому же туристический бизнес страны ежегодно терял тысячи клиентов, не мыслящих полноценного отдыха без казино. Наконец, после долгих споров о судьбе игорной индустрии в Литве победил расчет — и азартные игры были легализованы. Однако под давлением католической общественности их все-таки загнали в жесткие рамки. Один из примеров – правило установки игровых автоматов: если, например, в Латвии разрешено ставить игровые автоматы в любом кафе или баре, то в Литве это возможно лишь в казино или игровых салонах.

В Литве установлены одни из самых строгих правил законодательного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари. Игорные заведения учреждаются с согласия совета местного самоуправления, а разрешения на их открытие и лицензии выдаются Комиссией по надзору. Для регистрации игорного заведения акционерная компания или закрытое акционерное общество должно получить разрешение от Комиссии по надзору и уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 20.000 литов (1 доллар приблизительно равен 3,5 литам) - для открытия зала игровых автоматов и бинго, 30.000 литов - казино и 2.000 литов - пункта тотализатора и пари. Следующим этапом является приобретение лицензии на осуществление игорной деятельности стоимостью 10.000 литов. В Литве существует 5 видов лицензий, предусматривающих организацию:

- Настольных игр и игр на автоматах категории «А»;

- Игр на автоматах категории «Б»;

- Бинго;

- Тотализаторов;

- Пари.

Все лицензии выдаются Комиссией по надзору азартных игр и имеют неограниченный срок действия. Однако получением лицензии процесс оформления игорного предприятия отнюдь не исчерпывается. Так, например, общество, имеющее лицензию на организацию тотализатора или пари, может приступить к их проведению только после утверждения Комиссией по надзору регламента игры.

Не менее строгие требования установлены и в отношении учредителей (акционеров) Общества, проводящего азартные игры, членов наблюдательного совета, правления, а также администрации и обслуживающего игроков персонала. Перечисленные виды деятельности запрещены лицам, в отношении которых проводится оперативное расследование в связи с незаконным проведением азартных игр либо в связи с принадлежностью их к преступному объединению, а также лицам, с неснятой или непогашенной судимостью.

Еще одним обязательным условием для организации азартного бизнеса в Литве является размер уставного капитала Общества, проводящего игры. Для бинго, тотализатора, пари и азартных игр на игровых автоматах категории «Б» эта сумма должна составлять не менее 1 млн. литов; для конноспортивного тотализатора – не менее 0,5 млн. литов; для азартных игр в казино – 4 млн. литов.

Минимальная денежная сумма, которую игорное Общество должно инвестировать в ценные бумаги Правительства, хранить на банковских счетах, в кассе общества или в предназначенных для этой цели емкостях игровых автоматов и выделять только на выплату выигрышей, должна составлять: на один игорный стол – 40 тыс. литов; на игровой автомат категории «А» – 25 тыс. литов; на игровой автомат категории «Б» – 300 литов. Для компаний, проводящих бинго, тотализатор, пари и конноспортивный тотализатор – данная сумма должна составлять не менее 25 процентов от минимально требуемого уставного капитала.

Помимо перечисленных условий компании, проводящие азартные игры и пари, лишаются права заниматься другой хозяйственно-коммерческой деятельностью, а арендуемые ими помещения могут быть использованы только для организации азартных развлечений.

Сколько отдавать государству?

В Литве установлен 15 % налог на чистую выручку (на разницу между доходом и выплатой выигрыша) для бинго или тотализатора, а также на оборудование казино и салонов автоматов. Налог на оборудование составляет: за игровой автомат категории «А» (с неограниченным выигрышем) – 1800 литов в квартал, за автомат категории «Б» (с выигрышем не более 200 литов) - 600 литов в квартал, за стол для игры в карты или в кости – 12000 литов в квартал. Налог на прибыль установлен в размере 15%. Взнос на социальное страхование наемных рабочих – 31%.

Сроки уплаты налогов за игровые автоматы и игровые столы – до 5 дня первого месяца квартала, за бинго, тотализатор и пари – не позднее 5 дня после окончание квартала. Оборудование маркируется налоговыми марками.

Где нельзя играть?

Одним из самых объемных разделов в литовском Законе об игорном бизнесе является перечень запретов и ограничений, накладываемых на организаторов и участников азартных игр и пари. Так, проведение азартных развлечений запрещается в жилых домах, школах, учебных заведениях, в учреждениях по надзору за здоровьем и культуры, в библиотеках, театрах, магазинах (за исключением организации букмекерских пунктов и пунктов тотализатора в торговых центрах), в кинотеатрах, на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах и морских портах.

Учредители и акционеры проводящей азартные игры организации не имеют права выступать в качестве учредителей или акционеров других предприятий, участвовать в азартных играх не только лично, но и по выданной другим лицом доверенности. Помимо этого, они лишены права обеспечивать исполнение обязательств других субъектов и предоставлять займы другим лицам, производить расчет посредством банковских (дебетовых, кредитных) карточек и устанавливать банкоматы в помещениях, в которых проводятся азартные игры.

В помещениях игорных заведений запрещается вся хозяйственно-коммерческая деятельность, за исключением работы ресторанов, баров, концертных программ и обмена валюты.

Что касается игорного оборудования, то его эксплуатация разрешается только при наличии сертификата и маркировки. Не допускается использование игорного оборудования в целях, не связанных с проведением азартных игр, за исключением учебной подготовки персонала. Также запрещается изготовление, а также сборка игорного оборудования по частям, его ремонт, создание новых или изменение существующих программ алгоритма азартной игры. Помимо этого запрещено включение автоматов категории «Б» в систему «накопительного фонда» (прогрессивного джекпота).

Строгой цензуре подлежит и реклама игорного бизнеса в Литве. Разрешено рекламировать лишь названия обществ, проводящих азартные игры, казино, салонов бинго и игровых автоматов, пунктов тотализаторов и букмекерских контор. Можно упоминать адреса игорных заведений, виды осуществляемых в них азартных игр и количество игрового оборудования. Вся иная информация, относящаяся к рекламе игорной индустрии, считается противозаконной и влечет соответствующие наказания.

Где и как можно играть?

Литовским законодательством предусмотрено строгое соответствие типа игорного заведения и проводимых в нем игр. Так, казино предназначены для проведения игр в рулетку, карты, кости и на игровых автоматах категории «А». При этом в одном казино должно быть не менее 3 игровых столов, из которых хотя бы один оборудован для игры в рулетку, и не менее тридцати игровых автоматов категории «А». В отличие от казино, салоны игровых автоматов ориентированы только на автоматы категории «Б», причем их количество в каждом таком заведении не должно быть меньше 10 штук.

Одним из основных требований, предъявляемых в Литве к казино, салонам бинго и залам игровых автоматов, является наличие изолированного помещения с отдельным входом. Кроме этого оборудование, имеющееся в казино и салонах бинго, должно гарантировать бесперебойный процесс игры, постоянное освещение и систему цифровой видеозаписи, непрерывно действующую в ходе игры. В случае проведения игр в казино система цифровой видеозаписи должна быть установлена над каждым столом. Также в игровых заведениях должна быть установлена отдельная касса для обмена денег на жетоны, а жетонов – на деньги и противопожарная система.

Какое оборудование ставить?

По уровню требований, предъявляемых к игровому оборудованию, Литва относится к самым прогрессивным европейским государствам. В казино, игорных залах и салонах бинго разрешается устанавливать и эксплуатировать только новое, не бывшее в употреблении игровое оборудование, утвержденное Комиссией по надзору и изготовленное производителем, имеющим соответствующий сертификат. Выигрышный фонд игровых автоматов категории «А» должен составлять не менее 90%, а автоматов категории «Б» – не менее 80% от общей суммы поступивших средств. Кроме того, все игорное оборудование должно быть собственностью проводящего азартные игры общества или может быть приобретено путем выкупной аренды (лизинга). Каждое игровое устройство должно иметь сертификат, выданный аккредитованными учреждениями (лабораториями) и промаркированно в порядке, установленном Комиссией по надзору.

Карточки бинго, тотализатора и пари должны быть пронумерованы и обозначены индивидуальными номерами, а перед началом проведения азартных игр организация-устроитель обязана зарегистрировать их в территориальной государственной налоговой инспекции (за исключением случая, когда карточки распространяются через систему прямой связи).

Как выплачивать выигрыши?

Все азартные игры на территории Литвы проводятся в соответствии с регламентом, утвержденным Комиссией по надзору. Существует и строгий алгоритм выплаты выигрышей: в казино, салонах игровых автоматов и бинго выигрыши выплачиваются только в деньгах, причем выигрыши, не превышающие 100000 литов, выплачиваются сразу. В том случае, если выигрыш названную сумму, игорное заведение обязано выплатить его не позднее, чем через 24 часа. По желанию игрока выигрыш может быть выплачен наличными деньгами, банковским чеком или переводом суммы выигрыша на банковский счет.

Часть выигрышей в настольных играх, на игровых автоматах или бинго может выплачиваться в форме «накопительного фонда», который формируется путем объединения в общую систему игровых автоматов или столов, имеющихся в данном зале или казино, а также в казино или залах, принадлежащих одному организатору.

Выигрыши тотализатора и пари также выплачиваются только в деньгах и сразу после представления выигравшей карточки.

Кому можно играть?

В Литве участвовать в азартных играх разрешается лицам, достигшим 18-летнего возраста. Возрастной ценз посетителей казино ограничен 21 годом. Все игроки, производящие обмен наличных денег на жетоны, выплачивающие или выигрывающие сумму, превышающую 3500 литов или соответствующую ей сумму в иностранной валюте, подвергаются обязательной регистрации. По требованию выигравшего лица организатор азартных игр обязан выдать ему справку, обосновывающую декларирование имущества, и сообщить в территориальную налоговую инспекцию о выигрышах или проигрышах, если их сумма превышает 3500 литов.

Деятельность Комиссии по надзору за игорным бизнесом

Надзор и контроль деятельности субъектов игорного бизнеса осуществляется Комиссией по надзору, основная цель которой сводится к обеспечению защиты интересов и прав игроков и организаторов азартных игр и пари. В компетенцию Комиссии входит рассмотрение документов, необходимых для выдачи лицензий на проведение азартных игр и пар, и разрешений на открытие залов игровых автоматов, бинго и казино, а также выдача этих лицензий и разрешений; внесение дополнений и изменений в эти разрешения и отмена их действия; контроль за соблюдением законов и других правовых актов, регламентирующих проведение азартных игр их организаторами; ведение Регистра игорного оборудования Литвы.

Основными правами Комиссии по надзору являются проверка соблюдения организаторами азартных игр требований Закона и других правовых актов в местах проведения азартных игр, а также проведение проверки их финансовой деятельности; установление порядка инвестирования части уставного капитала обществ, проводящих азартные игры, в ценные бумаги Правительства; установление порядка маркировки и требований к игорному оборудованию; классификация азартных игр, не отвечающих всем признакам, установленным для конкретного вида азартной игры, или отвечающую признакам, установленным для нескольких видов азартных игр; применение к проводящим азартные игры обществам мер воздействия, установленных Законом и другими правовыми актами, регламентирующими проведение азартных игр.

А судьи кто?

Весь этот обширный спектр работ осуществляется 6 членами Комиссии, назначаемыми сроком на пять лет. Из них 2 лица назначаются и увольняются Президентом Республики, 2 – Председателем Сейма и 2 – Премьер-министром. Председатель Комиссии по надзору избирается сроком на пять лет членами Комиссии из своего состава.

Член Комиссии по надзору может быть освобожден досрочно в случае ухода в отставку по собственному желанию; утраты гражданства Литовской Республики; невыхода на работу в связи с временной нетрудоспособностью более 120 дней подряд или более 140 дней в течение последних двенадцати месяцев при наличии заключения медицинской комиссии или комиссии по установлению инвалидности о том, что он не в состоянии исполнять свои обязанности; вступления в законную силу приговора суда, вынесенного за тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление против собственности, имущественных прав и имущественных интересов, экономики и порядка предпринимательства или финансовой системы. Член Комиссии по надзору может исполнять обязанности только в Комиссии по надзору, а также заниматься научной и педагогической работой.

Диалог бизнеса и государства

Комиссия по надзору представляет интересы государства. На стороне организаторов азартных игр и пари выступают два учреждения: Ассоциация операторов игорного бизнеса, объединяющая литовские казино, и Ассоциация обществ по организации обычных и азартных игр с салонами автоматов категории «Б».

По инициативе двух этих ассоциаций принятый в 2001 году Закон об азартных играх за 4 года своего существования изменялся уже 7 раз. Работа по совершенствованию игорного законодательства продолжается и в настоящее время: Ассоциация операторов поддерживает тесную связь с Комиссией по надзору и обсуждает с ней вносимые в Закон изменения. Основные новшества, которые Ассоциация предлагает внести в Закон, направлены на смягчение существующих ограничений. Операторы игорного бизнеса выступают за установление помесячной уплаты налогов и изменение базы налогообложения (с чистого дохода); разрешение организации пари с помощью Internet и расширение рекламы азартных игр. Среди требований игровиков - осуществление в помещениях, арендованных для игорных целей, иной коммерческой деятельности; разрешение устанавливать автоматы категории «Б» в кафе и в других активно посещаемых местах. Также операторы залов и казино отстаивают право применять в игровых автоматах, помимо жетонов, билеты и специальные карточки, а также выплачивать выигрыши не только деньгами. Помимо этого Ассоциация предлагает снизить возрастной ценз посетителей казино с 21 года до 18.

Сложно прогнозировать, какие из перечисленных требований Ассоциации окажутся осуществленными, а какие канут в Лету. Несмотря на все сложности и ограничения, в настоящее время игорный бизнес Литвы переживает этап бурного роста, на что положительно влияет членство Литвы в Евросоюзе и растущая экономика страны. За последние три с половиной года значительно улучшилось благосостояние народа и, как следствие этого, появился интерес к недоступным ранее развлечениям. Предприниматели охотно вкладывают деньги в азартную индустрию и получают хороший доход. За 4 месяца текущего года по сравнению с прошлым годом прибыль выросла вдвое, в результате чего бюджет государства пополнился на 16,4 млн. литов в виде налогов и пошлин. В будущем специалисты прогнозируют открытие нескольких казино в крупных литовских городах и значительное увеличение числа игровых салонов категории «Б».

На нынешнем этапе развитие игорного бизнеса в Литве осуществляется в рамках цивилизованного диалога бизнеса и государства – а это залог будущего успеха игорной индустрии страны.

Евгений Ковтун и Сергей Ковалев

Вся информация, опубликованная на сайте vib.adib92.ru (Раздел "Азартные игры за рубежом"), может быть использована другими сайтами только с указанием прямой активной ссылки на vib.adib92.ru и указанием авторства. Все права защищены. Более подробно с информацией о зарубежном игорном бизнесе Вы можете ознакомиться в книге Евгения Ковтуна и Сергея Ковалева "Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах".



Комментарии читателей

Виктория May 15 2012 11:43PM

Очень хорошая статья! Спасибо

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU