| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Местное "нормотворчество"

Новый 2004 год местные органы самоуправления встретили под старым советским лозунгом: «Догоним и перегоним Соединенные штаты Америки». Напомним, что в Америке в каждом из штатов существует свое игорное законодательство. «А мы чем хуже?», - решили законодатели Уфы, Ступино, Йошкар-Олы, Снежинска, Белгорода, Калуги, Чебоксар и Гусь-Хрустального. После такой преамбулы в ряде субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления были приняты нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий игорного бизнеса.

Самые известны из них:

• Решение Территориального совета депутатов города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области от 20 мая 2004 года №27 «Об определении мест размещения объектов игорного бизнеса на территории города Старый Оскол и Старооскольского района» (опубликовано в газете «Зори» 27.0.2004)

• Решение Совета депутатов Ступинского района Московской области от 26.02.2004 №534/35 «Положение о порядке размещения игорных заведений на территории г.Ступино» (опубликовано в газете «Ступинская панорама»).

• Постановление мэра г. Йошкар-Олы Республики Марий-Эл от 13.05.2004г. №1167 «Об упорядочении организации и размещении объектов игорного бизнеса» (опубликовано в газете «Йошкар-Ола»).

• Решение Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 14 мая 2004г. «О положении о порядке размещения залов игровых автоматов на территории г. Уфы» с приложениями (опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» 18 мая 2004г.).

При этом местное нормотворчество не лишено удивительных предписаний. К примеру, вот как написана преамбула положения "О порядке размещения залов игровых автоматов на территории г. Уфы", Утвержденное Уфимским городским советом республики Башкортостан 14 мая 2004 года:

"Настоящее Положение разработано в целях упорядочения размещения игровых автоматов на территории г. Уфы, систематизации условий их установки, соблюдения в помещениях технических, санитарных, противопожарных и МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ в соответствии с требованиями действующего законодательства".

Когда мы прочитали этот перл, долго не могли понять, как можно властными предписаниями регулировать морально-этические нормы. И каким действующим законодательством они уже урегулированы? Однако это далеко не все, чем порадовали нас местные власти г. Уфы. Как вам, например, вменение игровому залу иметь гардероб? Однако перещеголяли своих башкирских коллег Территориальный совет депутатов города Старый Оскол и Старооскольского района. В своем решении "Об определении мест размещения объектов игорного бизнеса на территории города Старого Оскола и Старооскольского района" от 20 мая 2004 года указали, определили места размещения (дислокации) игорных заведений, и перечислили их: казино, ЭЛЕКТРОННОЕ КАЗИНО, тотализаторы, игровые автоматы с денежным выигрышем. Если относительно казино, автоматов нам понятно, но каким образом депутаты Старого Оскола хотят переместить в отведенные места электронные казино? А уж когда вы увидите места дислокации электронных казино, то думаем, на миг забудете о том, что живете в правовой стране. Белгородские же законодатели, к сожалению, просто не имеют ни малейшего представления о деятельности игорных предприятий.

Теперь хотелось бы сказать о главном: попытки урегулировать деятельность игорных заведений органами местного самоуправления не основаны на Законе и приняты с превышением полномочий, предоставленных Конституцией РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В статье 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями)», дан исчерпывающий перечень вопросов местного значения, а именно:

1. принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3. местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4. комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;

7. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8. охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9. регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10. создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11. контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13. организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации;

14. организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17. организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19. организация и содержание муниципальных архивов;

20. организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22. создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23. сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24. организация и содержание муниципальной информационной службы;

25. создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26. создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27. создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28. обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30. обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности к вопросам местного значения, как вы видите, данной статьей не отнесено.

Согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Однако действующее законодательство не делегирует органам местного самоуправления полномочий по правовому регулированию предпринимательской деятельности, в том числе игорного бизнеса.

Более того, статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.12.2003, далее - Закон), деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений отнесена к лицензируемому виду деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (статья 4 Закона).

В связи с тем, что основным принципом осуществления лицензирования, закрепленным в статье 3 Закона является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, утверждение положения о лицензировании конкретного вида деятельности в соответствии со статьей 5 Закона и на основании полномочий предоставленных статьей 14 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (редакция от 31.12.1997) осуществляет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 г. №525 утверждено «Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» (далее – Положение). В соответствии с п.4 Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений являются:

1. комплектование штата тотализаторов и игорных заведений сотрудниками не моложе 18 лет;

2. тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность;

3. наличие у руководителя (одного из руководителей) тотализатора или игорного заведения стажа работы в сфере игорного бизнеса не менее 3 лет;

4. наличие у игорного заведения документа, подтверждающего соответствие используемых игорным заведением игровых автоматов с денежным или иным выигрышем утвержденному типу игровых автоматов;

5. обеспечение условий личной безопасности участников взаимных пари, игроков и посетителей тотализатора и игорного заведения;

6. соблюдение правил организации проведения взаимных пари и основанных на риске игр, утверждаемых в установленном порядке лицензирующим органом. Иные обязательные требования к игорным заведениям действующее законодательство не предъявляет.

Лицензируемый вид деятельности вправе осуществлять лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, содержащихся в положении о лицензировании конкретных видов деятельности.

При этом деятельность может осуществляться на всей территории Российской Федерации (ст.7 Закона). В связи с тем, что деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений отнесена к лицензируемому виду деятельности, ее правовое регулирование может осуществляться только Правительством РФ и только путем внесения изменений в соответствующее Положение.

Таким образом, приняв Решение по предмету ведения, относящемуся к компетенции Правительства РФ, органами местного самоуправления были нарушены положения статьей 132 Конституции РФ, статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями)».

Регулируя деятельность игорных заведений своими нормативно правовыми актами, органы местного самоуправления существенно ограничивают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, создают препятствия в осуществлении деятельности игорных заведений. Предприятия, следуя властным предписаниям, содержащимся в актах органов местного самоуправления, находятся перед угрозой прекращения деятельности, некоторые вынуждены закрывать свои предприятия, сокращать рабочие места, что влечет за собой уменьшение налоговых отчислений и создания неблагоприятной социально-экономической ситуации в данном муниципальном образовании. Кроме того, действия местных властей не согласуются с политикой проводимой государством и направленной на ограничение вмешательства в предпринимательскую деятельность, создание условий для осуществления предпринимательской деятельности, повышения благосостояния населения, увеличение внутреннего валового продукта.

Считаем необходимым отметить, что статьей 7 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г.), органам местного самоуправления «..запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ……ущемление интересов хозяйствующих субъектов….».

Надеемся, что в ближайшее время нормотворчество регионов касательно ограничений игорного бизнеса полностью прекратиться.

Евгений Гор, Полина Ланская



Комментарии читателей

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU