| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Предписание на закрытие

В последнее время, многие предприятия столкнулись с новым видом проверок, осуществляемыми сотрудниками налоговых органов, - это проверки игорных заведений на соответствие требованиям Федерального закона № 244-ФЗ от 26.12.2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Чиновники налоговых органов, проявляя завидную изобретательность, направо и налево отписывают предписания о закрытии игорных заведений. Даже складывается мнение, что целью проверок является не проверка соответствия игорного заведения требованиям федерального законодательства, а скорейшая выдача предписания на закрытие предприятия. Что ж следует признать, что «генеральная линия», очень четко определяет вектор деятельности налоговых органов, однако следует констатировать и то, что двигаясь по заданному курсу, действия проверяющих зачастую расходятся с требованиями закона. В этой статье, я бы хотел обозначить уязвимые моменты, на которые следует обратить внимание предпринимателям, в том случае, если они все-таки захотят обжаловать предписания, выданные налоговым органом. Как уже говорилось, базовым законом, регулирующим деятельность по организации азартных игр, является вступивший в силу с 1 января 2007года Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №244-ФЗ). Данным нормативным актом определяются правовые основы по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, устанавливаются требования к игорным заведениям, органы, уполномоченные на осуществления контроля за исполнением предписаний закона. В соответствии с ч.3 ст.3, ч.3 ст.16 Закона №244-ФЗ, контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований предъявляемых законодательством к игровому оборудованию и положений частей 1 и 2 статьи 16 осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2008 № 116 «О внесении изменений в положение о федеральной налоговой службе», опубликованного в «Собрание законодательства РФ», 03.03.2008, N 9, ст. 853, Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 дополняется подпунктами 5.1.9 и 5.3.7 наделяющие налоговые органы правом на осуществления контроля за соответствием технического состояния игрового оборудования и соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона №244-ФЗ. Таким образом, налоговые органы были уполномочены Правительством РФ на осуществление контроля за деятельностью игорных заведений только 3 марта 2008 года, т.е. с даты публикации соответствующего постановления Правительства РФ. Какие-либо действия по контролю за исполнением федерального закона, совершенные до упомянутой даты и вынесенные предписания по результатам такого контроля являются априори незаконными. До передачи налоговому органу полномочий на осуществления контроля за деятельностью игорных заведений, в «Российской газете», № 18, 30.01.2008 был опубликован Приказ Минфина РФ от 08.11.2007 № 100н «Об утверждении инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям», которым вводилась инструкция (далее – Инструкция) о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям. Исходя из содержания п.4 Инструкции, порядок назначения проверки, оформление результатов и иные требования к осуществлению проверочных мероприятий должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон№134-ФЗ). В соответствии с ч.3 ст.7 Закона№143-ФЗ, Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. Таким образом, срок проверки в любом случае не может превышать двух месяцев. Порядок исчисления сроков проверки в случае контроля за деятельностью игорных заведений, установлены в п.п.8-10 Инструкции. В частности, срок проведения проверки исчисляется с даты начала проведения проверки, указанной в распоряжении, и до дня подписания акта проверки руководителем проверяемого организатора азартных игр (его представителем). В случае отказа руководителя проверяемого организатора азартных игр (его представителя) подписать или получить акт проверки днем окончания проверки считается день направления проверяемому организатору азартных игр акта проверки в порядке, установленном пунктом 26 упомянутой Инструкции. В соответствии со ст.8 Закона №134-ФЗ, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю. Таким образом, анализируя документацию, составленную налоговыми чиновниками необходимо установить, не нарушен ли срок проведения проверки, потому как в случае нарушения такового, результаты проверок суд признает незаконными. Хотелось бы обратить внимание на срок, в течение которого проверяющие вправе вынести предписание. В статье 2 Федерального закона № 134-ФЗ установлено, что мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю. Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует, что в срок мероприятий по контролю включается и время для принятия мер направленных на устранение допущенных нарушений (выдача соответствующего предписания), привлечения лица к административной ответственности (в случае выявления административного правонарушения). Принимая во внимание ограничение срока проведения проверки одним месяцем, с учетом продления проверки двумя месяцами, предписание на устранение нарушений законодательства может быть выдано в течение двух месяцев с даты, обуславливающей начало проверки. Аналогичный подход в определении сроков вынесения предписания на устранение выявленных нарушений законодательства усматривается и из п.15 Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям Также считаю необходимым акцентировать внимание на следующее обстоятельство. Предписание, составленное по результатам проведения проверки, по своей природе не является актом привлечения к юридической ответственности. Суть предписания – устранение нарушений законодательства. В том случае, если у вас нарушения устранены, например, приведено в соответствие с требованием закона стоимость чистых активом, то и предписание выдавать нет никакого смысла. Уж если мы коснулись нововведения, затронувшего игорный бизнес и называемого – чистые активы, а по сути, являющимся имущественным цензом, то позвольте высказать несколько соображений по данному поводу. В соответствии с ч.6 ст.6 Федерального закона от 26.12.2006 г №244-ФЗ, стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 600 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов. Между тем, данную норму необходимо рассматривать с учетом переходных положений, установленных в ст.16 упомянутого закона. В частности, ч.4 ст.16 срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года. В тоже время, частью 6 статьи 16 с 1 июля 2007 года запрещается деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям ч.1 и 2 ст.16 Закона №244-ФЗ. Из взаимосвязи названных положений следует, что с 1 июля 2007 года организатор азартных игр вправе продолжить свою деятельность только в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предъявляемым к ним федеральным законом. При этом действующее законодательство в переходный период не устанавливает каких-либо ограничений на открытие игорных заведение (возобновление работы ранее существующих) в случае их соответствия положениям ст.16 Закона №244-ФЗ. В ином случае, данное противоречило бы ст.49 ГК РФ, ст.7 Федерального закона№128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляющей действие лицензии на всю территорию Российской Федерации и устанавливающей право юридического лица на осуществление лицензируемого вида деятельности с момента получения лицензии вплоть до ее аннулирования (окончания срока действия). Помимо этого, возведение правоспособности юридического лица в зависимость от соответствия каким-либо условиям на определенную дату, противоречило бы положениям ч.1 ст.19 Конституции РФ, не допускающей дискриминации по какому-либо признаку. Из сказанного следует, что несоответствие организатора азартных игр положениям ст.16 Закона№244-ФЗ на 1 июля 2007 года, в свою очередь, не является основанием для ограничения правоспособности юридического лица, следовательно, не лишает его возможности осуществления предпринимательской деятельности в случае приведения деятельности в соответствие с положениями действующего законодательства. Помимо требования о прекращении деятельности, щедро раздаваемые предписания содержат указание на направление в налоговый орган заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, которое подает предприятие в соответствии с п.3 ст.366 НК РФ. В соответствии с п.3 ст.366 НК РФ, налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. При этом установка игорного оборудования и его выбытие осуществляется налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, которое он подает не менее, чем за два дня до изменения общего количества объектов налогообложения. Направление налогоплательщика заявления в налоговый орган служит целям налогового контроля за общим количеством установленных объектов налогообложения и порядком исчисления налога. Из анализа положений главы 29 Налогового кодекса РФ «Налог на игорный бизнес», следует, что регистрация объектов налогообложения носит заявительный, а не разрешительный характер, что в целом соответствует декларируемом в действующем законодательстве принципу свободы предпринимательской деятельности. Таким образом, налоговый орган не вправе давать какие-либо предписания на подачу заявления о выбытии объектов налогообложения без самостоятельного решения налогоплательщика об изменении количества данных объектов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривая взаимосвязь положений налогового законодательства и Закона№244-ФЗ в Определении от 14.03.2008 № 3066/08 по делу № А64-1985/07-13 указал, что «что названный Федеральный закон не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Руководствуясь главой 29 Налогового кодекса, арбитражные суды указали, что положения данной главы не предоставляют налоговым органам право принимать решения о регистрации, либо вносить изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, по собственной инициативе без заявления налогоплательщика….. Арбитражные суды указали, что налоговые органы не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей». С учетом того, что Закон№244-ФЗ и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты в силу ст.1 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах и соответственно не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, предписание налогового органа, возлагающее обязанность не предусмотренную налоговым законодательством о подаче заявления о регистрации объектов налогообложения, без фактического изменения количества данных объектов самим налогоплательщиком является незаконным. В заключение, хотел бы обратить внимание, что в соответствии с п.15 упомянутой Инструкции «О порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям», в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона, нарушений требований, установленных частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона; об устранении иных нарушений. При этом, как следует из буквального содержания данного пункта, предписание должно выноситься непосредственно руководителем налогового органа. Помимо этого, предписание о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) выносится в случае несоответствия организатора азартных игр в совокупности требованиям части 1 и части 2 статьи 16 Закона№244-ФЗ. Отсюда следует, что предписание, если оно содержит требование о закрытии игорного заведения должно быть подписано только руководителем налогового органа, и такое требование налоговый орган вправе заявить, если ваше заведение не соответствует частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона №244-ФЗ, т.е. практически всем требованиям федерального закона.

Горошко Евгений, адвокат



Комментарии читателей

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU