| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Редакция

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->
31 Августа 2020
Отставка Абэ осложнит развитие казино в Японии  ->

Все новости

Новости АДИБ

20 Сентября 2021
Цховребов Николай Садулович ->
19 Октября 2020
Денежку нашла: почему не удается искоренить подпольный игорный бизнес ->
19 Марта 2020
В Ассоциации игорного бизнеса прокомментировали ситуацию с коронавирусом ->
4 Октября 2019
Вести из-за рубежа ->
3 Октября 2019
Новости АДИБ ->

Все новости

Рассылка

RSS — новости
RSS — новости АДИБ

| все материалы

Интервью с Евгением Ковтуном в журнале Контригра (опубликована в № 9 2003 г.)

Евгений, как известно, Федеральным законом от 27.12.02 г. № 182-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” НК РФ дополнен новой главой 29 “Налог на игорный бизнес”, которая вступает в силу с 1 января 2004 г. В связи с этим, какие нас ожидают изменения?

Изменений много, причем с легкой руки ли Законодателей или от их невнимательности и некомпетентности, некоторые изменения просто курьезны.

Не могли бы вы рассказать о них?

С удовольствием, начнем с того, что налог на игорный бизнес теряет с 01.01.04 г. статус федерального налога (п.п. “т” п. 1 ст. 19 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”). Это означает, что с 01.01.04 г. налог будет обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Налоговым Кодексом РФ соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие. Однако статья 2 Закона № 182-ФЗ вступает в силу уже с 1 ноября 2003 года. То есть в период с 1 ноября по 31 декабря 2003 года налог на игорный бизнес будет считаться и региональным, и федеральным. Думается этот абсурдный ляп смело можно заносить в аналы правовых курьезов. Такого в практике Налогового Кодекса еще не было…

Это самое главное изменение, причем обратной дороги (возвращению налогу на игорный бизнес федерального статуса) уже нет.

Какие еще изменения коснутся компаний игорного бизнеса с 01.01.04 г.?

Во-первых хотелось бы отметить, как мне кажется, главную беду 29 главы НК РФ, существовавшую впрочем и до этого. В связи с отсутствием Закона об игорном бизнесе на Федеральном уровне, а соответственно, законодательно закрепленных понятий и определений, таких как Игорный бизнес, Тотализатор, Игровой автомат, Игровой зал и т.д. Налоговый Кодекс взял на себя полномочия устанавливать не только объекты налогообложения, но и давать им правовой статус. Это не преррогатива Налогового Кодекса. Удивительно, но игорным бизнесм не занимается даже Гражданский Кодекс.

Согласно 29 главе НК РФ, Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;

НК РФ не дает понятие предпринимательской деятельности, а ГК РФ с понятием игорного бизнеса ее не связывает, так как предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Исходя из этого определения, игорный бизнес, не являясь деятельностью по реализации товаров, работ, услуг, не подпадает под определение ст. 2 ГК РФ. Его регулируют совершенно другие статьи ГК РФ, такие как Ст. 1062 "Требования, связанные с организацией игр и пари и участием в них" и Ст. 1063 "Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению", говорящие лишь о том, что отношения складывающиеся в игорном бизнесе не подлежат судебной защите и основаны на публичном договоре. Таким образом в определении игорного бизнеса в НК РФ идет подмена понятий гражданского законодательства. Более логичным была бы следующая формулировка игорного бизнеса:

Игорный бизнес - деятельность по проведению азартных игр и (или) пари, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Также, определение игорного бизнеса дается исходя из наличия предпринимательской деятельности, а указание на извлечение дохода от нее связывается только с активной предпринимательской деятельностью. Это означает, что объект налогообложения появляется только при наличии реального дохода, который определяется, в частности, в компаниях занимающимися игровыми автоматами, как разница в показаниях секционных счетчиков, регистрирующих вход и выход кредитов, что вносит неопределенность в понятие дохода. В результате может сложиться такая ситуация, при которой расходы организации превысят ее доходы, а налог на игорный бизнес, тем не менее, придется уплачивать. В этом случае, уплата налога осуществляется за счет собственных средств предпринимателя или компании и затрагивает их личное имущество, неприкосновенность которого гарантировано Конституцией. Нельзя платить вмененный налог, если оборудование поставлено на учет, а фактическая деятельность еще не начата.

А что означает понятие "имущественных прав", в новом определении игорного бизнеса?

Это едва ли не само грамотное дополнение Законодателя, направленное, между прочим, на защиту интересов игорного бизнеса. Имущественные права это понятие из гражданского права. Обратите внимание, что выигрышем могут стать не только деньги. Это могут быть и имущественные права (если отступить от стандартного взгляда на игорный бизнес), например: результатом выигрыша в казино может стать (при наборе определенного количества фишек) инвестконтракт на получение квартиры, которая еще строится. То есть не имущество, а именно, имущественные права.

Кто будет являться плательщиком налога на игорный бизнес?

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Хочу обратить внимание компаний игорного бизнеса на то, что в ст. 365 НК РФ сделан упор на фактическое осуществление предпринимательской деятельности.

А как с Нового года платить налог на игорный бизнес большим компаниям, которые имеют обособленные подразделения в других городах?

Порядок исполнения обособленными подразделениями обязанностей организации по уплате налога на игорный бизнес Налоговым Кодексом не предусмотрен. Но необходимо помнить и то, что глава 29 НК РФ не обязана устанавливать порядок уплаты налога на игорный бизнес обособленными предприятиями, так как порядок уплаты налогов обособленными подразделениями и филиалами регулируется ст. 19 НК РФ. Данная статья говорит о том, что уплата налога должна быть произведена по месту нахождения филиала и иных обособленных подразделений, то есть по месту фактического осуществления деятельности. В общем, на сегодняшний день мнения юристов разделились, а ведь все сомнения и неясности Законодательства, как известно, трактуются в пользу налогоплательщика. Так что столь важный вопрос который, вы задали, действительно имеет на сегодняшний день сразу 2 решения, и скорее всего найдет свой окончательный ответ на него найдется в Конституционном суде.

Вопрос: Как же платить налог компаниям игорного бизнеса, таким крупным, как "Джекпот" и "Вулкан", ведущим свою деятельность в регионах и имеющих большую филиальную сеть?

Ответ: Согласно ст. 83 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Эта же статья является общей нормой по отношению к норме, указанной в ст. 366 главы 29 НК РФ, которая определяет порядок регистрации объектов налогообложения. Так что под регистрацией надо понимать местонахождение самой организации, а не регистрацию предприятия в качестве налогоплательщика. Это подтверждает и то, что если налогоплательщиком является индивидуальный предприниматель, то есть физическое лицо, то у него, исходя из ст.11 НК не может быть обособленного подразделения, и он встает на налоговый учет только по месту жительства. Стоит напомнить и о том, что на территории России действует порядок всеобщности и равенства налогообложения (ст.3 НК). Поэтому трудно одназначно что-то посоветовать компаниям игорного бизнеса, кроме как формировать арбитражную практику по этому вопросу или бомбардировать налоговые инспекции просьбами разъяснения Законодательства.

Какие объекты подлежат налогообложению налогом на игорный бизнес?

В ст. 366 НК РФ установлены четыре объекта налогообложения:

игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

Налоговым Кодексом РФ увеличены размеры ставок. Минимальная ставка с 1 января 2004 г. составит (в рублях):

за игровой стол - 25 000 (в 2002 г. - 20 000), за игровой автомат - 1 500 (в 2002 г. - 750), за одну кассу тотализатора - 25 000 (в 2002 г. - 20 000), за одну кассу букмекерской конторы - 25 000 (в 2002 г. - 10 000).

Кроме того, в ст. 369 НК РФ приводятся минимальный и максимальный размеры ставок, в пределах которых субъектами Российской Федерации устанавливаются конкретные ставки. Максимальный размер превышает минимальный в пять раз.

Это связано с определением Конституционного суда Российской Федерации от 9.04.02 г. № 69-О в котором было признано неконституционным право субъектов Российской Федерации устанавливать ставки налога для игорных заведений, превышающие установленные федеральным законом минимальные размеры налоговых ставок без ограничения федеральным законом предельных размеров этих ставок. Хотелось бы отметить, что если субъекты РФ по каким-то причинам не примут в своем регионе соответствующий Закон то платить на территории этого региона необходимо будет по минимальным ставкам установленным Федеральным Законом.

Евгений, большое спасибо за ответы на наши вопросы и последнее: как вы видите развитие законодательства, регулирующего игорный бизнес в нашей стране?

Законы, регулирующие игорный бизнес нужны, но нужны именно Законы, а не то, что мы сейчас имеем и непонятно зачем анализируем. На сегодняшний день 29 глава родилась очень уж хилым ребенком, практически мертворожденным. Будет ли она жить - покажет практика. Однако стоит сказать, что после 25 главы Налогового Кодекса, которую вот уже второй год не могут исправить, это - самая ужасная с правовой точки зрения глава. Как по ней работать совершенно не понятно. Не понятно это и самим налоговым органам, что еще хуже. Поэтому либо те, кто ее писали, делали эти ошибки сознательно, либо эта из года в год терорризирующая правовые акты безграмотность - плод законодательного бескультурия, которую необходимо в срочном порядке искоренять.



Комментарии читателей

Страницы: 1 |

Ваш комментарий

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменом согласии редакции ADIB92.RU