Новости развлечений | все материалы
Американские горки станут русской рулеткой
В преддверии летнего сезона депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга вдруг пожалели хозяев аттракционов и на заседании 10 апреля решили снизить сумму штрафов для коммерсантов, занимающихся «веселым» бизнесом. Параллельно парламентарии не позволили государству устанавливать технические регламенты и прочие требования безопасности к аттракционам, вновь переложив всю ответственность на самих хозяев.
«Дутый» бизнес
Ровно 5 месяцев прошло с «исторического» заседания правительства Санкт-Петербурга, положившего конец десятилетним попыткам регулирования рынка аттракционов и развлечений.
Напомним, 11 ноября 2008 года в Смольном был утвержден проект городского закона «О внесении дополнений в закон «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге», который вводил денежные штрафы для безответственных частных владельцев аттракционов – 10-30 тыс. руб., для юридических лиц – 100-300 тыс. руб. (при повторном нарушении – 50 и 500 тыс. руб. соответственно). Наконец-то госорганы получали правовую возможность контролировать техническое состояние потенциально опасной техники, в том числе проводить проверки безопасности аттракционов. Ранее как чиновники, так и клиенты «американских горок» и прочих «сюрпризов» могли полагаться только на «честное слово» предпринимателя, этот аттракцион установившего.
Принятие законопроекта чиновники тогда расценивали как личную победу над бардаком. «Разумеется, это наша общая победа, — заявила корреспонденту «Росбалта» начальник отдела индустрии развлечений, лотерейной деятельности и игорного бизнеса Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Лидия Мамон. — Проблема существовала длительное время и казалась практически неразрешимой: нет технических регламентов, поэтому органы исполнительной власти были бессильны. Непонятно, чему должны следовать хозяева парков, должностные лица тоже не знали, как и что проверять и за что наказывать».
По словам представителя КЭРППиТ, в итоге решили пойти другим путем: новым законом вводится административная ответственность за правонарушения в сфере благоустройства, а сами правила и регламенты будут разрабатываться уже после принятия закона. «Таким образом, закон дает юридическое право разрабатывать регламенты по размещению и правильной эксплуатации аттракционов. Реестр аттракционов, которые прошли соответствующие испытания на безопасность, у которых утверждена правомерность их использования, а также порядок размещения, будет утверждать правительство Санкт-Петербурга. А вот непосредственный порядок испытаний, перечень необходимой документации и прочие технические регламенты будет разрабатывать Гостехнадзор», — пояснила Мамон.
Примечательно, что и добросовестные предприниматели были вовсе не против государственного регулирования их деятельности, поскольку слишком рисковали, вынужденно взяв всю ответственность на себя. Кочевые же самопальные луна-парки, на которых происходила львиная доля ЧП, наказания чаще всего не несли — они просто «сворачивались» и исчезали в неизвестном направлении. Не секрет, что зачастую такие аттракционы работали либо вовсе без разрешений, либо эти разрешения подписывали «специально обученные люди» в районных администрациях.
«Государству надо создавать условия, при которых такие предприниматели просто не могли бы выйти на рынок. Нам удалось вытеснить жуткие чешские луна-парки, работающие на изношенном оборудовании 70-х годов XX века. Но приходят другие. И спросу с них – ноль», — жаловался корреспонденту «Росбалта» президент НП «САПИР» (созданной в 2004 году ассоциации аттракционщиков) Роман Романов.
И что теперь — все заново?
Назад в будущее
Сейчас в Петербурге действуют 56 площадок размещения аттракционов, где работают свыше 500 единиц различного оборудования. Контроль безопасности осуществляют только сами владельцы. На федеральном уровне законодательных актов, регулирующих эту область деятельности, не существует.
1 апреля 2009 года депутаты абсолютным большинством голосов проголосовали за законопроект, вносящий изменения в ноябрьский документ «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Петербурге», а 10 апреля — определились с понятиями.
Главным мотивом инициатора «изменений в изменения» депутата Виктора Евтухова было отсутствие у субъекта Федерации полномочий устанавливать технические регламенты. По мнению Евтухова, техрегламенты либо должны разрабатываться на федеральном уровне, либо «наверху» должны дать отмашку и официально передать полномочия местным властям. При этом Евтухов не отрицает, что неразбериха с аттракционным хозяйством явно затянулась и чересчур обюрократилась.
Кроме того, по некоторым данным, депутаты опасались недобросовестной конкуренции, которая может возникнуть в случае введения жестких технических регламентов (то есть правила якобы могут быть подогнаны под интересы определенных коммерсантов, в то время как другие их соблюдать будут не в состоянии). Безусловно, забота о правовой стороне вопроса и о чужом бизнесе – дело похвальное. Однако стоит учитывать, что за последние 10 лет (то есть за время фактического безвластия на развлекательно-аттракционном рынке) в России на качелях-каруселях погибли 15 человек, ранения получили несколько десятков, и Петербург, увы, не исключение. Причем большинство ЧП происходят именно по причине халатности руководства парков, по вине неквалифицированных операторов, из-за возраста аттракциона и плохого качества его обслуживания.
Тем не менее, трогательная лояльность парламентариев к владельцам парков аттракционов коснулась также сумм штрафов за различные нарушения на объектах, которые снизились в десятки раз. Частные предприниматели будут платить от 10 до 30 тыс. руб. за первое нарушение (как и раньше), зато за последующие — уже не 100-200, а всего 50 тыс., юридические лица — 50-100 тыс. руб вместо 300-500 тыс. Депутаты аргументируют свое решение тем, что большие штрафы могут попросту уничтожить бизнес. А тот факт, что этот бизнес зачастую держится на честном слове и является потенциальной угрозой безопасности обычным гражданам, депутаты, видимо, учитывать не захотели.
Марина Бойцова росбалт петербург
Новости от RedTram
Комментарии читателей
Страницы: 1 |